Специальные налоговые режимы есхн. Единый сельскохозяйственный налог

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.

">крестьянские (фермерские) хозяйства )*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

2. Кто может перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН могут:

  • ИП, которые производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию;
  • ИП, оказывающие услуги в области Подготовка полей, посев, возделывание и выращивание сельскохозяйственных культур, подготовка семян, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, уборка урожая и тому подобное.">растениеводства и Содержание животных, уход за ними, перегон и выпас скота, обследование состояния стада, выбраковка птицы и тому подобное.">животноводства *;
  • ИП, занимающиеся выловом водных биологических ресурсов.

Не менее 70% всех доходов ИП должны приходиться на доходы от реализации выращенной сельхозпродукции или оказанных услуг. Для рыбохозяйственных ИП, занимающихся выловом водных биологических ресурсов, есть дополнительные условия .

Не вправе применять ЕСХН:

  • ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Речь идет об услугах, которые относятся в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и прочее).

3. От каких налогов освобождаются ИП после перехода на ЕСХН?

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, Освобождение возможно при условии, что сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога по ЕСХН в одном и том же календарном году либо за предшествующий налоговый период не превысила в совокупности:

  • за 2018 год - 100 млн рублей;
  • за 2019 год - 90 млн рублей;
  • за 2020 год - 80 млн рублей;
  • за 2021 год - 70 млн рублей;
  • за 2022 год и последующие годы - 60 млн рублей.
">освобождаются от уплаты налогов:
  • на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности (при этом применение ЕСХН не освобождает индивидуального предпринимателя от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников);
  • на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)*.

Если у ИП есть наемные работники, использование УСН не освобождает его от уплаты страховых взносов на их обязательное пенсионное и медицинское страхование.

С 1 января 2019 года плательщики ЕСХН будут обязаны уплачивать и налог на добавленную стоимость.

4. Как рассчитывается единый сельскохозяйственный налог?

Объектом налогообложения (налоговой базой) по ЕСХН является денежное выражение доходов ИП, уменьшенное на величину произведенных расходов. Налоговую базу также можно уменьшить на сумму убытка, полученного в предыдущие годы.

Налоговая ставка по этому налогу - 6%*. Сумма уплачиваемого налога вычисляется путем умножения налоговой базы на 0,06.

В Московской области ставка единого сельхозналога с 1 января 2019 года установлена в размере 0%.

5. Как перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН или уплачивать налоги по какой-то другой системе налогообложения - добровольный выбор индивидуального предпринимателя.

Перейти на ЕСХН можно одновременно с . Уведомление о переходе в этом случае надо подать в инспекцию ФНС по месту жительства вместе с пакетом документов на регистрацию либо в течение последующих 30 календарных дней.

Если индивидуальный предприниматель уже применяет какую-то другую систему налогообложения, то перейти на ЕСХН он может только с начала следующего календарного года. Уведомление о переходе необходимо подать в инспекцию ФНС не позднее 31 декабря.

И наоборот: налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

6. Как и когда уплачивать налог?

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, уплачивают налог и авансовые платежи. Суммы платежей по итогам отчетных (полугодие) и налогового (календарный год) периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно. Документы, подтверждающие правильность авансовых расчетов, в инспекцию ФНС не подаются.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия). Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового периода.

ЕСХН по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели должны уплатить не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом года.

Коды бюджетной классификации, которые указывают в квитанциях или банковских документах для оплаты авансовых платежей и налога, размещены на сайте ФНС .

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/[email protected] Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

Единый налог при УСН (или ЕСХН),

Транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

НДФЛ (в качестве налогового агента),

Земельный налог,

Негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/[email protected] .

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов ().

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество ;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ , письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558 , и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212 , от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103 ;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной . Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н , и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10 , от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09 .

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами и статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС ();
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. , ст. 275, НК РФ).

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба ();

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм , утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах);

    14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

    15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

    В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
    1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
    2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

    Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

    • расходы оплачены;
    • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
    • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    Такой порядок предусмотрен абзацами , , пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154 .

    Олег Хороший

    начальник отдела налогообложения прибыли организаций

    департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Срок подачи уведомления

    По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

    Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

    Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

    Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

    Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

    Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Елена Попова,

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением,

    Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренная гл. 26.1 НК РФ, является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в добровольном порядке.

Целью введения ЕСХН является, прежде всего, сокращение численности исчисляемых налогов и налогового бремени для определенной категории товаропроизводителей.

Основными задачами введения ЕСХН являются:

    упорядочение системы налогообложения сельскохозяйственных производителей;

    снижение налогового бремени сельскохозяйственных производителей;

    снижение затрат на ведение учета налогооблагаемой базы;

    способствование повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Налогоплательщики : организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

    бюджетные учреждения;

    организации и индивидуальные предприниматели в сфере игорного бизнеса.

Уплата ЕСХН заменяет уплату следующих налогов:

    налог на прибыль организаций (НДФЛ);

    НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

    налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц).

Объект налогообложения – доходы (от реализации и внереализационные) уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы для целей налогообложения ЕСХН определяются согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговый период – календарный год.Отчетный период – полугодие.

Налоговая ставка – 6% от налоговой базы.

Порядок и срок уплаты. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по ЕСХН исчисляется исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Налогоплательщики предоставляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) была введена Законом РФ от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель – обеспечение более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. В настоящее время действует система, которая вступила в действие с 1 января 2003 г., тем самым был расширен круг плательщиков и введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога, наряду с существующей уже тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов. УСН регулируется гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога.

Налоги, заменяемые единым налогом при применении УСН

Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Перейти на применение УСН организации и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, у которых:

по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 45 млн. руб. . * на коэффициент-дефлятор.

Не имеют право использовать УСН:

    организации, имеющие филиалы;

    иностранные организации, имеющие филиалы;

  • страховщики;

    негосударственные пенсионные фонды;

    инвестиционные фонды;

    бюджетные учреждения;

    ломбарды;

    профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

    анимающиеся производством подакцизной продукцией, а также добычей полезных ископаемых;

    нотариусы, адвокаты, занимающиеся частной практикой;

    организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие Единый сельскохозяйственный налог.

Объект налогообложения . Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения, который будет применяться в течение всего срока применения упрощенной системы. Объект налогообложения может меняться ежегодно (изменение с 01.01.2009 г.). Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Существует два вида объекта:

    доходы (от реализации и внереализационные);

    доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода, причем, если в качестве объекта выбраны «доходы минус расходы», то налогоплательщик обязан исчислить так же и сумму минимального налога, которая определяется в размере 1% от доходов и уплачивается по большему результату. Если исчисленная сумма налога в общем порядке по итогам налогового периода меньше минимального налога или получены убытки (налоговая база отсутствует), то налогоплательщики отчисляют в бюджет сумму минимального налога

Налоговый период : календарный год.Отчетный период : І квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговые ставки :

    если объектом налогообложения являются доходы – 6% ;

    если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 15% .

При объекте доходы, уменьшенные на величину расходов ставки по единому налогу законами субъектов РФ могут быть дифференцированы в пределах от 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ).

В Забайкальском крае при применении УСН в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5% для налогоплательщиков, у которых за соответствующий налоговый период не менее 70% доходов составили доходы от осуществления видов экономической деятельности, таких как:

    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

    производство мяса и мясопродуктов;

    производство молочных продуктов;

    текстильное и швейное производство;

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

    производство машин и оборудования;

    производство оружия и боеприпасов;

    производство транспортных средств и оборудования. 1

Порядок и срок уплаты. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Срок уплаты налога – не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Фирмы и компании, являющиеся производителями продукции сельскохозяйственного спектра, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога . В этом случае они теряют обязанность уплачивать обычные налоги - налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС и налог на имущество , которые заменяет у них один общий бюджетный платеж. Соответственно для таких налогоплательщиков и налоговый, и отчетный период по ЕСХН законодательством предусмотрен отдельно.

Отчетный период по единому сельхозналогу

Согласно статье 346.7 Налогового кодекса отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается полугодие. Налоговым периодом на основании той же статьи является год.

Уплата сельскохозяйственного налога происходит авансовым методом. Это означает, что по итогам отчетного периода, то есть полугодия, плательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговый платеж и перечислить его в ИФНС. Фирмы рассчитываются с налоговой инспекцией по своему юридическому адресу, ИП – по адресу своей прописки. Срок, в течение которого необходимо перечислить сумму, – 25 календарных дней со дня окончания полугодия. Таким образом перечислить аванс по ЕСХН необходимо до 25 июля. Декларация в этот период не подается. Так что отчетный период по сельскохозяйственному налогу является актуальным только в контексте расчетов с бюджетом.

По итогам года как фирмы, так и ИП рассчитывают окончательный платеж в рамках применения сельскохозяйственного спецрежима. Он определяется исходя из годовой налоговой базы , то есть доходов за минусом расходов и ставки налога – 6%. Итоговая сумма единого сельскохозяйственного налога перечисляется в ИФНС за минусом ранее перечисленного авансового платежа. Срок перечисления годового платежа по ЕХСН – 31 марта. Он един для организаций и индивидуальных предпринимателей. До той же даты необходимо подать и налоговую декларацию по сельхозналогу.

Пример

ООО «Ромашка» является плательщиком ЕСХН. По итогам первого полугодия налоговая база в рамках применения спецрежима составила 450 000 рублей. Сумма годового дохода за минусом расходов составила 670 000 рублей.

Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие. По его итогам в срок до 25 июля в ИФНС ООО «Ромашка» перечислит:

450 000 х 6% = 27 000 рублей.

Сумма годового налога составит:

670 000 х 6% = 40 200 рублей.

Таким образом в срок до 31 марта следующего за налоговым периодом года компании обязана доплатить в ИФНС:

40 200 – 27 000 = 13 200 рублей.

Стоит особо отметить, что, несмотря на отсутствие обязанности подавать полугодовую декларацию, и само название полугодового платежа – «авансовый», не перечислять его у плательщиков ЕСХН права нет. Хотя штрафов за просрочку аванса законодательством не предусмотрено, пени за несвоевременное перечисление такой суммы будут со стопроцентной вероятностью. Рассчитываются они традиционно, по формуле 1/300 от ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа. Начисление пеней в подобных ситуациях происходит по окончании налогового года после подачи декларации. Именно из нее контролеры узнают о тех суммах, которые налогоплательщики обязаны были перечислить по итогам полугодия и года в целом.

 

Возможно, будет полезно почитать: