Главный буддист России: "Я умру ради Доржиева". На должность заместителя главы по Бурятии Буддийской Традиционной Сангхи России назначен Дагба Очиров, настоятель Иволгинского дацана - духовного центра российских буддистов

© religion.ng.ru. Иволгинский дацан (Бурятия)

04 Авг 2011, 06:27

На должность заместителя главы по Бурятии Буддийской Традиционной Сангхи России назначен Дагба Очиров, настоятель Иволгинского дацана - духовного центра российских буддистов. Тайга.инфо перепечатывает его интервью, опубликованное в газете «НГ-религии».

На должность заместителя главы по Бурятии Буддийской Традиционной Сангхи России недавно был назначен Дагба Очиров, настоятель Иволгинского дацана — духовного центра российских буддистов. Тайга.инфо перепечатывает интервью ламы Очирова журналисту Андрею Мельникову, опубликованное накануне в газете «НГ-религии».

— Дагба-лама, в последнее время определенные силы пытаются представить Буддийскую Традиционную Сангху России как организацию, представляющую только буддистов Бурятии, в то время как Сангха — объединение всех буддистов России федерального уровня. Как бы вы могли прокомментировать попытки снизить роль Сангхи в жизни буддистов России?

Помимо собственно Бурятии Сангха охватывает Забайкальский край, Иркутскую область, Горный Алтай, Якутию, Хакасию, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москву. В этих регионах мы располагаем крупными религиозными объединениями, а помимо того в Сангху входят и отдельные общины. Всего порядка 50 объединений.

У меня, как главы буддистов Бурятии, немало сложных задач. Они есть и у духовенства других регионов. Но мы всегда решали их вместе, нашему взаимному сотрудничеству ничто не препятствует. Об этом говорит вся история взаимоотношений буддистов Бурятии с буддистами Забайкальского края, Иркутской области, Алтая, Тувы, Калмыкии, Санкт-Петербурга и других регионов нашей необъятной России.

Лидеры общин буддийских регионов России — Калмыкии и Тувы — поддерживают с Сангхой тесные и добросердечные отношения. Между нами нет принципиальных разногласий, о чем свидетельствуют неоднократные визиты друг к другу. Другое дело, что такие попытки могут предпринять руководители небольших новоявленных общин. Но, как правило, они не имеют реального влияния на верующих.

Как вы прокомментируете попытки создать самостоятельные буддийские объединения в различных регионах России и их претензии на равнозначное представительство в консультативных органах федеральной власти?

С начала 90-х годов в России появилось немало новых буддийских общин и объединений, но, к сожалению, не все из них выдержали проверку временем. Они создавались скорее как дань моде, а не исходя из насущных потребностей. Я думаю, представительство в консультативных органах федеральной власти нужно заслужить реальной работой и делами.

Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт

Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт как в России, так и в мире. В будущем году в Улан-Удэ по инициативе российского министра финансов Алексея Кудрина состоится очередное заседание министров финансов стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Выбор столицы Бурятии был неслучаен, поскольку костяк АТЭС составляют буддийские страны, и многие из делегатов изъявили желание поклониться уникальным буддийским святыням — драгоценному телу Пандито Хамбо ламы Итигэлова и Сандаловому Будде.

Соответствует ли истине утверждение некоторых оппонентов Сангхи о том, что в органах управления этой организацией представлены только буряты, но нет калмыков и тувинцев?

Все ведущие религиозные системы опираются на свои традиции. В этом году институту Хамбо ламы исполняется 247 лет. В 1764 году императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандито Хамбо-ламы, главы ламаистской иерархии Восточной Сибири и Забайкалья, и тем самым независимость буддийской общины Сангхи России. Единственный из буддийских иерархов России, Пандито Хамбо-лама утверждался императором — высшей светской властью Российской империи. В отличие, скажем, от Восточно-Сибирского и Астраханского генерал-губернаторств, где высшие ламы Алари, Тунки и Калмыкии назначались губернаторами. Тува, напомню, официально только в 1944 году вошла в состав СССР. Еще с царских времен наши Хамбо-ламы имеют прямой выход на высшую светскую власть российского государства. А институт Пандито Хамбо-ламы остается неизменным, как бы он ни назывался. Сначала Хамбо-лама Восточной Сибири и Забайкалья, затем Хамбо-лама Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР, а сейчас Пандито Хамбо-лама Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР), поскольку БТСР — официальный правопреемник ЦДУБ.

Буддийская Традиционная Сангха России — официальный правопреемник Центрального духовного управления буддистов СССР

В начале прошлого века коммунисты нанесли мощный удар по религии, но традиции и преемственность сохранились. В 1945 году уцелевшие от репрессий ламы вместе с верующими буддистами всей страны, в том числе калмыками и тувинцами, открыли рядом с Улан-Удэ Иволгинский дацан, который и стал центром буддизма в СССР. В нем находилась резиденция Хамбо-ламы — руководителя Центрального духовного управления буддистов страны, куда начиная с 1946 года входили представители Тувы, а затем и Калмыкии. Во внешнем мире управление представляло буддистов СССР, поддерживало контакты с единоверцами, в том числе неоднократно принимало Его Святейшество Далай-ламу XIV. Иволгинский дацан не был единственным действующим буддийским монастырем в стране. В Агинском округе в Читинской области, ныне Забайкальском крае, действовал Агинский дацан.

Поэтому Бурятии и Аге во многом удалось сохранить наши традиции в отличие от буддистов Иркутской области, Тувы и Калмыкии, где не осталось ни одного действующего монастыря и храма. В советский период уцелевшие тувинские ламы жили в Иволгинском дацане и участвовали в его молебнах, а из восстановленной Калмыкии приезжали верующие. И ныне в Сангху и в ее руководящие органы входят представители различных наций, а не только буряты. Говорить о персональном составе, я думаю, не имеет смысла. Будда не делил верующих по национальному признаку, не делаем этого и мы.

Как вы оцениваете уровень духовного буддийского образования в России? Способны ли образовательные учреждения обеспечить кадрами общины по всей России?

С конца 90-х годов первоочередной задачей Сангхи стало не только строительство храмов, но и подготовка нового поколения российских лам. Не одна сотня лам из разных регионов России получила образование в буддийском университете в Иволгинском дацане и в буддийской академии в Аге и теперь возглавляет свои дацаны на местах. В наших учебных заведениях преподают выпускники, имеющие высшие буддийские ученые степени, и они дают необходимый уровень знаний своим студентам в тонкостях проведения буддийских церемоний, занятий медициной, астрологией, медитацией и в изучении философии.

Почему часть буддийского духовенства предпочитает отправляться для получения образования в Монголию и Индию?

В данное время небольшая часть. Едут для обмена опытом и знаниями. В последнее время наметилась обратная тенденция, когда к нам едут за тем же из Индии, Китая, Монголии и других буддийских стран. А вообще нет предела совершенству. Буддизму учатся всю жизнь.

- Какова позиция Традиционной Сангхи по вопросу о визитах Далай-ламы в Россию и политизации этой проблемы?

Буддийская Традиционная Сангха России последовательно выступает за осуществление пастырского визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию, но не приемлет политических спекуляций вокруг этого.

- Имеет ли значение для Традиционной Сангхи вопрос о перерождении Далай-ламы в той или иной стране?

Я не исключаю возможности ликвидации института Далай-ламы — во избежание китайских интриг

Я не исключаю возможности ликвидации института Далай-ламы, поскольку Его Святейшество неоднократно говорил о вероятности завершения на нем его цепи перерождений во избежание китайских интриг. Тибетский буддизм имеет институты перерожденцев, и сейчас китайцы ловко довели эту ситуацию до абсурда. У нас в Бурятии традиционно нет признанных перерожденцев, по-бурятски хубилганов, и не возникают подобные ситуации. Первый Пандито Хамбо-лама Дамба Доржа Заяев был перерожденцем и вел свою линию преемственности от Будды Кашьяпы. Но публично это не афишировалось и даже держалось под запретом. Лишь уходя из той жизни, великий бурятский лама признался в этом и сказал: «Почитать человека нужно не за его прошлые заслуги, а за его реальные дела сегодня».

Как складываются взаимоотношения представителей традиционного буддизма и адептов необуддийских течений в городах европейской части России?

Многие обращаются к нам за помощью и консультациями — мы никогда не отказываем им в этом.

Каково отношение Традиционной Сангхи к деятельности проповедников буддизма из-за рубежа, в том числе лам европейского происхождения?

Сангха выступает за то, чтобы люди придерживались своих традиционных ценностей. Будда не приветствовал миссионерство. Но если человек сам приходит к Учению, то мы не можем отказать ему в этом.

Буддизм (от санскр. буддха – просветленный ) - первая по времени возникновения мировая религия. Зарождается буддизм на рубеже VI–V вв. до н.э. в Индии, пережившей социально-экономический и культурный кризис, связанный с разрушением родоплеменных отношений, становлением классового общества и формированием рабовладельческих государств. В этих условиях на смену племенным верованиям, не отвечающим новым общественным запросам, приходит космополитическая религия спасения. Формируется буддизм на основе модернизации ведических текстов и брахманистской традиции. Из брахманизма заимствуется понятийный аппарат, идеи кальпы, перерождения, кармы, сансары и др. В то же время буддизм отказался от социальной доктрины брахманизма – религиозного санкционирования варново-кастового деления общества, проповедовал возможность духовного освобождения для всех верующих, независимо от сословной и этнической принадлежности.

Возникновение буддизма его последователи связывают с Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни . Достоверными данными о его историчности наука не располагает. По жизнеописанию Сиддхартхи, составленному спустя пять веков после его предполагаемой смерти (544 г. до н.э.), он был наследным принцем из рода гаутама в племенном царстве шакьев на севере Индии. Отсюда его духовное имя Шакь-ямуни (с санскр. – «Мудрец из шакья»). По преданию, с раннего детства Сиддхартха (букв. «Исполненное желание») знал только радости жизни, переезжая из одного роскошного дворца в другой. После ранней смерти матери его тщательно оберегали от неприглядных сторон бытия, а картину безоблачного счастья завершали любимая жена и сын. Однако во время одного из переездов принцу явились «знамения» – он повстречал прокаженного, немощного старика, похоронную процессию и отшельника, узнав тем самым о существовании в человеческой жизни болезней, старости, смерти и поиска истины. Остро ощутив неизбежность страданий, бренность и безысходность бытия, Сиддхартха в 29 лет покидает семью и становится отшельником, ведет строгий аскетический образ жизни. Но спустя шесть лет он убедился, что умерщвление плоти ведет лишь к угасанию разума, отказался от аскезы и на несколько недель погрузился в медитативное размышление. В нем он увидел свои предыдущие жизни, действие кармы, ощутил иллюзорность бытия, созданного эгоцентрической мыслью, и понял, что эта иллюзорность и является причиной страдания. Осознав в завершение путь преодоления страданий, Сиддхартха стал «просветленным » – Буддой . Движимый состраданием к другим существам, пребывающим в невежестве, он 45 лет проповедовал свое учение и создал первую буддийскую монашескую общину – сангху . В возрасте 80 лет он покинул земную жизнь, оставив своим многочисленным ученикам и последователям учение о духовном избавлении.

Существует представление о «трёх драгоценностях» буддизма : учителе – Будде, учении – Дхарме, хранителе истины – общине, или сангхе. По буддийским представлениям, Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь открывает верующим путь истинного познания, способствуя их «просветлению». «Буддой» первоначально называли лишь Шакьямуни. Но уже в ранних буддийских текстах встречаются упоминания о шести буддах, являвшихся в мир до основателя буддизма, а также о будде грядущего мирового порядка – Майтрейе. В дальнейшем возникает идея о многих буддах как существах, достигших наивысшего предела духовного развития и указывающих путь к спасению другим людям. В позднем буддийском пантеоне число будд возрастает до бесконечности, что связано с мифологией о существовании «неисчислимого числа миров», каждый из которых имеет свое «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего».

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников. Наиболее ранний и полный свод священных текстов, написанных на языке пали, носит название Типитака . Она рассматривается буддистами как собрание наставлений Будды в изложении его учеников. Фрагментарно сохранился и аналогичный сборник на санскрите – Трипитака . Эти наставления в течение веков передавались в устной форме, а литературно были оформлены на рубеже новой эры. Состоит Типитака (букв. «три корзины») из трех частей. Виная-питака («корзина устава») включает пять книг, разъясняющих принципы организации буддийской монашеской общины, порядок приема в нее, правила монашеской жизни. Сутта-питака («корзина поучений») состоит из пяти сборников, излагающих учение Будды в форме притч и бесед с учениками. Абхидхарма-питака («корзина толкования учения») включает семь сборников, содержащих религиозно-философское обоснование и трактовку основных вероучительных положений буддизма.

Важнейшие особенности буддийского учения сформулированы в «трилакшане » – «трех признаках» этой религии: признание непостоянства мира, отрицание существования вечной души, и определение жизни как страдания. В центре учения находятся «четыре благородные истины» . По преданию, они были открыты Шакьямуни в период его «просветления», и он провозглашает их в своей первой, Бенаресской проповеди :

1. «Истина страдания» : жизнь есть страдание. Страданием наполнено все существование человека: и рождение, и болезнь, и старость, и смерть, и встреча с неприятным, и невозможность достичь желаемого.

2. «Истина возникновения страдания» : причина страдания – желания, или стремления к земному, которые и ведут к перерождению. В их основе – жажда чувственного желания («кама»), воплощения («бхава») и самоуничтожения («вибхава»), а также незнание истины («авидья»).

3. «Истина прекращения страдания» : страдание можно прекратить, освободившись от желаний.

4. «Истина пути» : к освобождению от страданий и обретению «просветления» ведет «благородный восьмеричный путь спасения» . Этот путь определяется также как «срединный», разумно избегающий крайностей – как неизменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания. Он включает в себя восемь ступеней самосовершенствования и восхождения духа:

1. Правильное воззрение – постижение «четырех благородных истин».

2. Правильное стремление – решимость действовать, руководствуясь этими истинами, и проявляя сочувствие ко всем живым существам.

3. Правильная речь – воздержание от грубости, лжи и клеветы.

4. Правильное поведение – соблюдение нравственных предписаний, прежде всего пяти заповедей «панча-шилы» : 1) не убивать и не вредить живым существам; 2) не брать чужого; 3) воздерживаться от запрещенных половых контактов; 4) не вести праздных и лживых речей; 5) не употреблять опьяняющих напитков. Для монахов существуют дополнительные предписания: не есть после полудня, не присутствовать на играх, плясках и других развлечениях, не применять благовоний и украшений, не спать на высокой и удобной постели, не иметь золота и серебра.

5. Правильная жизнь – воздержание от добывания средств к существованию путями, приносящими вред другим существам.

6. Правильное усилие – старание избавиться от земных привязанностей, неблагополучного состояния сознания.

7. Правильное созерцание – размышление о состоянии своего сознания, степени его концентрации на идее спасения.

8. Правильное сосредоточение – внутреннее, медитативное самопогружение для достижения состояния покоя, невозмутимости и отрешения от земного.

Мировоззренческая система буддизма основывается на таких главных категориях, как дхарма, карма, сансара и нирвана. В отличие от других религий, центральный персонаж буддизма не выступает богом-творцом, мир мыслится живущим по собственным законам созидания и разрушения в пределах кальпы. Отсутствует и жесткое противопоставление личного «я» и мира, духа и материи. Человек мыслится единственным существом, способным вырваться из круговорота земного бытия и достичь «просветления», стать буддой. Лишь будды могут влиять на ход событий в различных мирах.

По учению буддизма, жизнь во всех ее проявлениях есть потоки нематериальных частиц – дхарм (в более широком значении Дхарма – буддийское учение в целом). Весь мир – всплески жизненной энергии, или «волнения» дхарм, различные комбинации которых образуют все существующее, в том числе и человека. Смерть означает распад определенной комбинации дхарм, но они не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Так происходят и перерождения человека. Перерождения подвластны закону кармы – воздаяния, и зависят от его поведения в предыдущей жизни. Карму улучшает благородная и нравственная жизнь, а ухудшают «десять оков»: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество. Бесконечная цепь перерождений в земном бытии образует «колесо жизни», или сансару . Для выхода из сансары и прекращения страдания требуется вести праведную жизнь. Это позволит шаг за шагом улучшать перерождения, а в дальнейшем прекратить «волнение» дхарм и выйти из «колеса жизни» в нирвану. Нирвана (с санскр. – «угасание», «успокоение») – главная цель земной жизни буддиста. К ней ведет строгое соблюдение «четырех благородных истин» и «благородный восьмеричный путь спасения». Буддистами нирвана мыслится как полная отрешенность от жизненных привязанностей, желаний и страстей, как прекращение страдания и перерождений, достижение вечного блаженства, как состояние абсолютного, ненарушимого покоя вне бытия и вне времени.

По буддийскому канону, люди не одиноки на своем пути к «просветлению». В этом им помогает Будда Шакьямуни и другие будды, а также бодхисаттвы (с санскр. – «озаренные существа») – буддисты, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь другим людям постигнуть истинное учение. Обретению спасения способствует также пребывание в сангхе.

Обрядовая сторона первоначального буддизма отличалась ритуальной простотой вплоть до отрицания внешней религиозности. Главными элементами обрядности были культ Будды, проповедь его учения, почитание мест, связанных с рождением, «просветлением», началом проповеди и смертью Шакьямуни, поклонение ступам (реликвариям) – башнеобразным сооружениям, где хранились буддийские реликвии, священные тексты и предметы. Почиталось также священное дерево «бодхи» , под которым, по преданию, основатель буддизма обрел «просветление». В ходе своего исторического развития буддизм пришел к признанию ритуальных форм религиозной жизни. Из сангхи выросли монастыри, храмы, иерархия священнослужителей. Культ стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, возникла буддийская система религиозно-социальных институтов.

Возникнув в Индии, буддизм переживает там период становления, достигая особого расцвета при династии Маурьев. При царе Ашоке (III в. до н.э.) он был объявлен государственной религией, и использовался в качестве идейной основы укрепления многонациональной империи Магадхи. Тогда же создаются первые буддийские храмы и монастыри. В дальнейшем буддизм из Индии вытесняется индуизмом, адаптированным к национальным традициям социальной жизни индийцев, и к XII в. теряет там свое значение. Но в результате активной миссионерской деятельности, начатой еще при царе Ашоке, буддизм распространяется в Тибете, Китае, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Японии, Монголии и др., что способствовало его становлению как мировой религии.

Учение Будды уже в первые века своего существования разделилось на ряд соперничающих между собой школ. В дальнейшем на их основе сформировались три основные направления: в I в. – хинаяна (южный буддизм) и махаяна (северный буддизм), в V в. – ваджраяна.

Хинаяна (букв. «малая колесница» ) проповедует «узкий», преимущественно индивидуальный путь спасения. Самоназвание хинаяны – тхеравада («Учение уважаемых монахов»). Достижение нирваны здесь признается лишь за монахами, состоящими в сангхе. Монах, порвавший с земными привязанностями и достигший состояния нирваны, считается архатом (с санскр. – «достойный») – идеалом праведника. Хинаяна отличается относительной простотой обрядности, менее разработанным, по сравнению с другими направлениями, пантеоном. Будда здесь рассматривается земным существом, достигшим «просветления» после 550 перерождений, и почитается как Великий Учитель, жизнь которого – идеал и образец для подражания. Распространена хинаяна главным образом на Шри-Ланке, в Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, ее сторонники составляют около 38% всех буддистов.

Махаяна (букв. «большая колесница» ) проповедует «широкий» путь спасения. Это направление отказалось от идеи ухода от мира как безоговорочного условия нирваны. Возможность обретения «просветления» признается за каждым верующим, соблюдающим учение Будды. Необязательность монашеских обетов сделала буддизм махаяны более привлекательным для мирян. Особое значение здесь придается служению людям в деле спасения, что обусловило значительное развитие культа бодхисаттв. Если в хинаяне считается, что путь бодхисаттв прошли только шесть будд прошлых миров, Шакьямуни, и будущий будда Майтрейя, то в махаяне он объявлен доступным каждому правоверному буддисту. Считается, что для достижения состояния бодхисаттвы адепт должен освоить шесть уровней духовного совершенства: бескорыстная помощь, высоконравственная жизнь, терпимость, решимость, видение и мудрость, или исчезновение дхарм бытия.

В махаяне обожествлен основатель буддизма, признано существование бесчисленного множества будд и Иерархии Света – многочисленного пантеона сверхъестественных существ, в который вошли будды, бодхисаттвы, архаты, боги народов, принявших буддизм, включая богов ведизма и брахманизма. Однако могущество иноземных и древнеиндийских богов (Индра, Брахма, Ганеша, Вишну, Яма и др.) ограничивается мирскими делами, поскольку они, как и люди, подчинены закону кармы. Поэтому старые боги и стоят в буддийской иерархии ниже собственно буддийских персонажей. Главным объектом поклонения стал Будда Шакьямуни. Из других будд особо почитается Амитабха («неизмеримый свет»), Вайрочана («сияющий»), Майтрейя , из бодхисаттв – универсальный спаситель Авалокитешвара и Ваджрапани , символизирующий мировую силу и сопровождавший, по легенде, Шакьямуни.

В махаяне появилось также учение о рае как преддверии нирваны, где душа свободна от тягот и забот. Существует и общерелигиозное представление об аде. В этом направлении установлена строгая иерархия священнослужителей. Буддийская обрядность усложнена за счет введения молитв и магических заклинаний, жертвоприношений, поклонения идолам – скульптурам Будды и другим изображениям божеств, пышного храмового ритуала и т.п. Распространена махаяна главным образом в Японии, Вьетнаме, Корее, Китае, ее приверженцы составляют около 56% всех буддистов.

Ваджраяна (букв. «алмазная колесница»), или тантрический буддизм, возникает на основе хинаяны. Для этого направления особенно характерна вера в возможность достижения «просветления» в течение одной жизни. Ваджраяна развивала идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. Широкое распространение получила йогическая практика с целью пробудить энергетические потенции человека, вера в озарение и достижение нирваны с помощью медитации. На этом пути (тантре ) проводником выступает духовный наставник (гуру, лама, учитель веры и др.), ему способствуют эзотерические заклинания, чтение священных текстов (мантр). Ваджраяне также свойственно учение о стране духовного благоденствия – Шамбале , о существовании Духовного Братства, с которым связаны все Великие Учителя человечества.

В этом направлении создан многочисленный пантеон, куда вошли разнообразные божественные сущности: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды (будды «для себя»), архаты, идамы (личные охранители), местные боги и духи, мифические и исторические личности, даже «живые боги». Разрастание пантеона связано с идеей об изначальном, первичном Ади-Будде , воплощаемом в буддах-покровителях Вселенной, которые, в свою очередь, имеют многочисленные божественные свиты и антиподов-демонов. Обожествлялись и реальные деятели буддизма, прежде всего основатели школ и монастырей, великий проповедник Падмасамбхава. Из бодхисаттв наибольшим почитанием окружены Авалокитешвара, сын Амитабхи, Ваджрапани. Распространена ваджраяна в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве, где впитала в себя добуддийскую культовую практику и верования их народов – культ природы, предков, шаманизм и т.п. Численность последователей ваджраяны – около 19 млн человек.

Наиболее известен тибетский вариант ваджраяны – ламаизм . Он оформился на основе синтеза махаяны, ваджраяны и местной шаманской религии Бон в VII–XIV вв. Укоренение ламаизма на Тибете традиционно связывается с активной проповеднической деятельностью там в VIII в. Гуру Римпоче (Падмасамбхавы). Ламаизм признает все основные догматы буддизма, особую роль в спасении приписывает духовным наставникам – ламам. Ламы образуют иерархическую организацию. Глава этого направления имеет титул Далай-лама (букв. «Учитель великий как море»). Современным духовным лидером тибетцев является Далай-лама XIV Лозондантзен-джанцо-нгвант (р. 1935). Как и его предшественники, он рассматривается «живым богом» – воплощением Авалокитешвары. Центрами ритуальной, а также культурной и политической жизни ламаизма являются монастыри. Главными добродетелями, дающими лучшее перерождение, признаются воздержание от грехов и беспрекословное подчинение ламам. Десятью «черными грехами» считаются убийство, кража, «неправильное совокупление», ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, «ложные воззрения».

Для ламаизма характерно особо пышное богослужение, театрализованные мистерии с использованием музыки и ритуальных плясок, проводимые в молитвенных домах – дацанах . Существует множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов. Центральным элементом богослужения является молитва. В ритуале широко используются разнообразные культовые принадлежность: иконы-танка, музыкальные инструменты, изображения почитаемых особ: Будды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей и т.п. Используются особые полые барабаны-цилиндры с текстами молитв, один поворот которых считается равноценным прочтению всех заключенных в нем текстов. Ламаисты верят также в талисманы (бу), статуэтки божественных персонажей (гу). Из праздников наиболее крупный – цанагган, приуроченный к началу нового года по тибетскому лунному календарю.

В Японии, Китае и за пределами Азии, в том числе в странах Запада, популярностью пользуется дзен-буддизм (букв. «сосредоточенное созерцание »). Его особенность состоит в непосредственной («от сердца к сердцу») передаче учения, в вере в возможность прямого контакта со «всеобщей истинной мудростью Будды». По дзен-буддизму, мир перерождений (сансара) и мир свободы (нирвана) не отделены друг от друга непреходящей границей, и поэтому с помощью особых приемов психотерапии, психоаналитического аутотренинга можно достичь сатори – «внезапного просветления».

В современном мире насчитывается около 700 млн буддистов. Распространена эта религия главным образом в Азии и на Дальнем Востоке. Наибольшее влияние буддизм имеет в Таиланде, Камбодже, Мьянме, Шри-Ланке, Бутане, где его адепты составляют абсолютное большинство населения. Значительные по численности общины имеются в Японии, Вьетнаме, Китае, Южной Корее, Лаосе. В Таиланде и Камбодже буддизм объявлен государственной религией. Крупнейшей буддийской международной организацией является Всемирное братство буддистов, штаб-квартира которого находится в Бангкоке.

11 октября в Иволгинском дацане собрались все, кто имел отношение к новости, мгновенно ставшей мировой сенсацией. Камера зафиксировала движение нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова. Нам дали эксклюзивные комментарии.

К моменту нашего приезда приехавшие из города техники проверяли аппаратуру, точнее, системы наблюдения во дворце Итигэлова. Оказывается, в нем после закрытия работает охранная сигнализация с датчиками, реагирующими на любое физическое движение в помещении. Хотя камера четко зафиксировала на пять секунд движение чего-то во дворце, сигнализация не сработала. Время проявления этого необъяснимого явления на мониторе 20.05.51. Мы попытались если не объяснить, то хотя бы восстановить хронологию событий. Вот что нам удалось установить.

Заглянул случайно

Тот день 9 октября ничем не отличался от остальных дней в Иволгинском дацане. С утра паломники потянулись во дворец Итигэлова. К его закрытию в 17.00 ему поклонились 240 верующих. Последними зашли три гостя в национальных костюмах из Монголии. После их ухода хранитель Итигэлова Бимба лама с помощниками закрыл дворец. К 19.00 они завершили ежедневную уборку и подготовку к завтрашнему дню, закрыли дворец на три замка и ушли на ужин. Хранитель Итигэлова начинает свою службу в 06.00. Обычно он никогда не заглядывает в монитор, куда выводит изображение охранная камера. Но в то утро 9 октября Бимба лама Доржиев совершенно случайно решил заглянуть в монитор. И неожиданно увидел то, что поначалу принял за вспышку. Затем, приглядевшись, принял свечение за силуэт светящейся елки. Причем оно появилось на мониторе, когда камера зафиксировала время 20.05.51. Ни до, ни после ничего подобного не было. Озадаченный хранитель за завтраком поделился загадкой с шэрээтэ Иволгинского дацана Аюр ламой Цырендылэковым.

Не имея возможности скопировать это изображение, я сфотографировал его с монитора на свой телефон. Уже разглядывая снимок в телефоне, я предположил, что это не елка, а силуэт человека. Но как он мог попасть ночью в закрытый дворец? И почему не сработала сигнализация? Бимба лама спросил, почему он светится. Я предположил, что многие монголы приходят к Итигэлову в национальной одежде из шелка и парчи. Возможно, орнаменты так светятся. Позвал ректора Буддийского университета. Он тоже увидел на мониторе человека. Тогда я показал свой снимок Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, - вспоминает шэрээтэ Иволгинского дацана. - Мы долго не могли прийти к единому решению.

«Это знак не мне, а всем»

Уважаемые верующие! То, что произошло 8-го числа по лунному календарю, является очень важным событием. Ранним утром хранитель нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова Бимба чойжин лама обнаружил на снимках с датчиков силуэт человека. Получив эти снимки, мы начали думать, оставить все в тайне или обнародовать. Решили, что лучше сказать об этом верующим, потому как Хамбо лама Итигэлов показался не нам, а дал знак всем буддистам, - обратился в своем интервью нашему сайту Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Я посчитал, что не имею права скрывать это от людей и выставил на обозрение на «Фейсбуке». На протяжении всего вчерашнего дня мы размышляли над тем, что же все-таки произошло. Мы разговаривали со многими людьми, пользователи соцсетей со всего мира делились своими мнениями. В целом появилось три точки зрения. Верующие люди восприняли новость радостно, они верят, что это именно Хамбо лама Итигэлов. Есть и те, которые придерживаются негативной стороны, говоря, что это невозможно и что это фальшь. Есть и третья сторона, которая сомневается и пробует найти какое-либо естественное объяснение. Так, впрочем, и должно быть.

Именно этот кадр с камеры охраны вызвал ажиотаж и разошелся по всем информационным агентствам

На этом кадре за пять секунд до первого снимка ничего не видно

Встал в хороший день

Со своей стороны хочу сказать, что Хамбо лама проявился, нетленное тело двигалось. Хамбо лама встал в хороший день. И мы будем наблюдать за ним через датчики в благоприятные дни дуйсэн, которые приходятся на 2-е, 8-е, 29-е или 30-е число каждого месяца по лунному календарю. Камеры охраны установлены в 2010 году, и это первый случай, когда датчики зафиксировали силуэт человека. Мы Хамбо ламу не просили, с нашей стороны никакого влияния не было. Он сам по своей воле встал и показал себя. Наши ламы в последующем дадут комментарии и объяснения с точки зрения буддийской философии.

Мы уже свыклись с мыслью о том, что среди нас живет сам Хамбо лама Итигэлов и дает свои благословения верующим.

На одном из больших молебнов великий индийский Лхарамба лама как-то нам сказал, что Хамбо лама Итигэлов встанет, когда наступит эра Будды Майдари (Майтрейи). Но до прихода Будды Грядущего осталось еще целых две тысячи лет. Но сам Лхарамба лама не исключил, что восхождение Хамбо ламы произойдет ранее. И где-то в глубине своего сознания эта мысль у меня уже была заложена.

Пришел во сне

Ранее ко мне во сне пришел лама из Янгажинского дацана. Я видел Нимбу ламу Мархилова, тантриста, соратника Хамбо ламы Итигэлова. Лхарамба лама из Индии Лубсан Хайдуб сказал нам, что Хамбо лама Итигэлов встанет, когда придет время Майтрейи. И то, что лама может встать, закрепилось в моей памяти. И я подумал, что это силуэт потерянной души этого ламы. Конечно, нам нужно еще понять, чей силуэт мы видели. То ли это изображение божеств - защитников нашего Хамбо ламы, которые пришли в этом обличье.

Но мы думаем, что все-таки это был сам Хамбо Итигэлов, так как он сам захотел показаться нам. В конечном счете, не важно, кто это был, будь то его ученики, соратники или защитники. Мы имеем свершившийся случай: тело Хамбо ламы сдвинулось с места.

Перед нами сейчас стоит задача - понять, что же хотел сказать или передать нам Хамбо лама, хотел ли он нас предупредить о чем-то. Может быть, мы делаем что-то неправильно или, наоборот, правильно? В хорошем или негативном ключе воспринимать его приход? Чтобы понять это, мы должны более тщательно разбирать его ежедневные послания и находить ответы на эти вопросы.

В любом случае этот приход не случаен. И наша жизнь поменяется. Нам предстоит детально во всем разобраться и провести исследования. В июне 2017 года у нас запланирована большая конференция, и во время ее проведения мы должны дать нашим верующим объяснения, основанные на канонах веры.

Вот такие непростые обязательства нам предстоят, и мы должны быть готовыми воспринять послание, которое хочет нам дать Хамбо лама.

Для меня ясно, что Хамбо лама совершил движение телом. Если мы каждый день через Бимбу ламу Доржиева получаем учение от ума и сознания Учителя и к этому привыкли, то теперь это движение вызывает тревогу, беспокойство и желание понять, что случилось.

Состояние излучения

Вот как объясняет случившееся явление ректор Буддийского университета Дымбрыл-багша Дашибалданов. По буддийской философии, у перерожденцев много тел, в том числе и видимых. Будды и бодхисаттвы обладают силой проявлять тела. То, что мы увидели, буддисты называют «нирманакайя». В переводе с санскрита - состояние излучения, одно из трех состояний Просветления. Выражает способность ума беспрепятственно проявляться из пространства, чтобы открыть существам доступ к их природе Будды.

Нирманакайя — это физическая манифестация, или, иными словами, энергия, уплотнившаяся в материю. Это применение просветления на практике. Это воплощение энергии сострадания, абсолютно отзывчивой и восприимчивой к нуждам всех живых существ. Это деятельность будд, принявших форму живых существ, будд, которых мы можем видеть и слышать. Она проявляется непрерывно, беспрепятственно и бесконечно, охватывая и пронизывая собою всё сущее. Она откликается на нужды каждого живого существа в такой форме, которая наиболее подходит ему.

Нирманакайя может принимать любые формы и исполнять любую роль в любой ситуации, в зависимости от того, что именно требуется в том или ином случае для блага других живых существ.

϶ᴛᴏ самое позднее направление в буддизме, однако именно в нем буддизм достиг ϲʙᴏего наиболее завершенного облика.

Глава ламаизма Далай-Лама почитается во всем мире как глава буддистов всех направлений. Название ϶ᴛᴏго направления происходит от слова лама, обозначающего тибетского монаха, священника, буквальный перевод ϶ᴛᴏго слова — «выше нет».

Своеобразие ϶ᴛᴏго направления обусловлено многими факторами.

  • В первую очередь, предшественником буддизма в Тибете была религия бон (бонпо) с ее анимистическим культом божеств, духов и сил природы. Ламаизм впитал в себя часть данных культов и обрядов.
  • Во-вторых, ламаизм явился синтезом едва ли не всех основных направлений буддизма, включая хинаяну и различные секты махаяны.
  • В-третьих, большую роль в ламаизме играет тантринекая ваджраяна (алмазная колесница), истоки кᴏᴛᴏᴩой восходят к древним культам плодородия и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим обрядам.

Под воздействием брахманизма и раннего буддизма возникает тантризм, кᴏᴛᴏᴩый получил дальнейшее развитие в индуизме в форме шиваизма, а в середине I тысячелетия н.э. и в буддизме. Именно в буддийском тантризме впервые побудет мандала — графическое изображение Вселенной, насыщенное магическими знаками и символами, а также Калачакра - «Колесо времени», в рамках кᴏᴛᴏᴩого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. В тантризме большое значение имеют медитация и грубые магические обряды, включая сексуальную практику. Исследователи считают, что специфика ламаизма обусловлена в первую очередь тантризмом.

Впервые буддизм проникает в Тибет только в Vb. н.э. из Индии. При этом вплоть до эпохи знаменитого тибетского правителя Сронцзан Гамбо (629-649) он был едва известен. Сронцзан Гамбо принял буддизм в качестве государственной религии прежде всего по политическим соображениям. Стоит заметить, что он вел активную завоевательную политику, а при помощи буддизма можно было идеологически укреплять созданную им империю. Главные жены правителя — непальская и китайская принцессы — принесли с собой священные тексты и реликвии буддизма. Позднее Сронцзан Гамбо и его жены были обожествлены и стали объектом всеобщего почитания.

После смерти царя процесс буддизации был приостановлен и вновь продолжился только через сто лет при царе Тисронге , кᴏᴛᴏᴩый построил большое количество монастырей и храмов, приказал перевести на тибетский язык ряд священных книг буддизма, по- новому организовал корпорацию буддийского духовенства. Стоит заметить, что он также приглашал из Индии знатоков буддизма, наиболее известным из кᴏᴛᴏᴩых был Падма Самбхава , кᴏᴛᴏᴩый реформировал буддизм, придав ему элементы тантризма, что облегчало принятие его населением, так как было близко коренным верованиям тибетцев. При этом вскоре буддизм опять подвергся гонениям, кᴏᴛᴏᴩые продолжались вплоть до XI в., когда из Индии в Тибет прибыл религиозный деятель Aтиша. Стоит заметить, что он организовал перевод на тибетский язык ряда канонических документов буддизма, сам наповествовал ряд богословских трудов, провел в 1050 г. собор тибетской церкви.
Стоит отметить, что основным направлением его деятельности было очищение буддизма от наиболее ярко выраженных форм магической обрядности, от шаманизма и полидемоиического культа религии бои. Деятельность Атиши укрепила организационно-церковные основы буддизма в Тибете. При этом еше на протяжении длительного времени шла борьба между последователями Падмы Самбхавы, получившими название красношапочников (за одежду красного цвета), и сторонниками реформ Атиши, прозванными желтошапочниками.

Только в XV в. буддизм в Тибете принял окончательную форму ламаизма благодаря реформам Цзонкабы (1357-1419) Цзонкаба, подобно Атише, выступил за восстановление норм классического буддизма: отменил послабления для монахов, ввел строгое безбрачие и суровую монастырскую дисциплину, за что его учение получило название гелукпа - добродетель (϶ᴛᴏ слово иногда используют как синоним ламаизма) Важно знать, что большое значение имело ограничение магической практики. Цзонкаба не отменил полностью тантризм, но ввел его в умеренное русло, ограничившись символическими методами и приемами обретения энергии шакти. В результате возрос авторитет буддийского монаха — ламы. Монашество стало превращаться в привилегированный слой наставников-руководите- лей.

Постепенно возникает иерархическое устроение церкви. С именем Цзонкабы связывают сосредоточение всей власти в ламаизме в руках двух верховных руководителей - далай-ламы и панчен-ламы. На самом деле титул далай-ламы был установлен исключительно с середины XVI в., а панчен-ламы — с середины XVII в. В XVI в. была оформлена теория о перевоплощении высших лиц буддийской иерархии, согласно кᴏᴛᴏᴩой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного главы церкви и государства крайне важно найти того хубилгана (воплощенца), в кᴏᴛᴏᴩого вселилась личность умершего. После строгой проверки (ребенок должен признать личные веши умершего) он провозглашался очередным его воплощением. Далай-лама признавался воплощением бодисатвы Авалокитешвары, а панчен-лама — воплощением будды Амитабы.

Стоит сказать - политика лидеров ламаизма в последующие годы была направлена на достижение независимости и установление теократического государства на Тибете. В середине XVIII в. Тибет формально и фактически становится самостоятельным теократическим государством, глава кᴏᴛᴏᴩого будет одновременно и главой церкви.

После китайской революции середины XX в. китайские власти начали наступление на Тибет, в результате кᴏᴛᴏᴩого были уничтожены сотни тысяч монахов, разрушены тысячи монастырей. Далай-лама XIV с большой группой (до ста тысяч) монахов и мирян вынужден был покинуть Тибет и поселиться в Индии, в городе Мак-Леод-Ганг, в предгорьях Гималаев, где он пребывает и сейчас как политический эмигрант.

Основы теории ламаизма были заложены Цзонкабой и впоследствии собраны монахами в 108-томное сочинение Ганджур , кото- рос содержит в себе тибетские переводы важнейших сутр и трактатов хинаяны, махаяны и ваджраяны, рассказы, имевшие отношение к Будде, сочинения по астрологии, медицине и т.п. Комментарии к каноническим текстам Ганджура содержатся в священной книге Данджур, состоящей из 225 томов. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что ламаизм вобрал в себя все наследие буддизма.

Космология ламаизма еще более обширна и тщательнее проработана, чем в классическом буддизме. Гигантская космологическая система строго упорядочена. Во главе ее Адибудда — владыка всех миров, творец всего сущего. Главный его атрибут — Великая пустота - шуньята. Именно эта пустота, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой духовное тело Будды, пронизывает собою все живое. Все несет в себе частичку Будды, а значит, обладает потенцией для достижения спасения. Кстати, эта частичка часто бывает подавлена материей, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со степенью подавленности люди делятся на разряды, высший из кᴏᴛᴏᴩых — пятый — приближает человека к состоянию бодисатвы. Но ϶ᴛᴏго состояния достигают немногие. Стоит сказать, для большинства главное — добиться удачного перерождения. Самое лучшее — ϶ᴛᴏ возродиться человеком в стране ламаизма, где мудрый учитель лама поведет по пути спасения, по пути мудрости - праджня с ее основными методам и-средствам и - парамита на преодоление незнания - авидьи.

Этические нормы Ламаизма

Ламаизм предусматривает строгие данныеческие нормы существования.

Следует избегать десяти черных грехов:

  1. грехи тела — убийство, воровство, прелюбодеяние,
  2. грехи слова — ложь, клевета, злословие и суесловие;
  3. грехи мысли — зависть, злоба, еретические помыслы.

Следует следовать десяти белым добродетелям, кᴏᴛᴏᴩые антиномичны грехам.

Следует овладеть парамитами праджни: подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня — мудрость.

Для обретения полного спасения крайне важно еще преодолеть пять путей-преград: стяжание добродетелей, соединение с истиной и борьба со злом, достижение истинной мудрости, достижение прозрения и достижение цели. Выдержать такие испытания могли немногие, они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные исключительно ориентировались на ϶ᴛᴏт эталон и пользовались более простыми и быстрыми методами достижения цели, прибегали к помощи магии и мистики, кᴏᴛᴏᴩая широко распространилась еще во времена Пабмы Самбхавы.

К числу таких методов относилось многократное произнесение имени Будды. В ламаизме наиболее популярной мантрой будет «Оммане падмехум ». Это словосочетание не переводится, его значение — прославление Будды. Стоит заметить, что оно произносится не простыми звуками, а особыми, гортанными, что должно привести произносящего их в гармонию со всей Вселенной.

Широкое распространение в ламаизме получили молитвенные барабаны — цилиндрические емкости, вращающиеся вокруг неподвижной вертикальной оси. Барабаны заполнялись сотнями бумажек с записанными на них заклинаниями, молитвами, священными текстами сутр. Отметим, что каждый оборот цилиндра приравнивался к разовому зачтению всех священных текстов, заложенных в барабан.

В ламаизме могут быть использованы различные мандалы, графическая символика кᴏᴛᴏᴩых была пояснением сложной космологии ламаизма. Важно знать, что большое значение приобрела в ламаизме магия чисел. Четки, по кᴏᴛᴏᴩым монахи отсчитывают количество прочитанных молитв, состояли из 108 зерен-звеньев. Магия ϶ᴛᴏго числа заключена в треугольнике-столбце из одной единицы, двух двоек и трех троек, перемножение кᴏᴛᴏᴩых дает 108. Калачакра с ее 60-летним жизненным циклом также будет примером магического влияния чисел в буддизме.

Среди лам существует строгая иерархия, что не ϲʙᴏйственно классическому буддизму. Во главе стоят далай-лама, панчен-лама, небольшая группа настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы и панчен-ламы. Кстати, эта группа отличается тем, что будет хубилганами. Следующая ступень — полные ламы - гэлуны, затем посвященные в первую степень ламства - гэцулы, еще ниже - послушники , а затем ламы, занимающиеся магией и врачеванием, на кᴏᴛᴏᴩых не распространялся обет безбрачия. Исключая выше сказанное, в каждом монастыре была ϲʙᴏя внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем.

В монастырях была также особая группа монахов, кᴏᴛᴏᴩые назывались раджапы. Стоит отметить - они специализировались на разделывании трупов. Стоит сказать, для ламаизма характерно захоронение, получившее название небесного. Этот тип захоронений обусловлен спецификой природных условий. Труп умершего человека ᴏᴛʜᴏϲᴙт на одну из ближайших вершин, разрезают, отделяют мясо от костей, ɥᴛᴏбы они могли быть съедены стервятниками и дикими животными. В случае если же умирал бедный человек, то его труп опускали в быстрый поток, ɥᴛᴏбы его могли съесть рыбы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что тело становилось пищей для животных. Только с телами известных учителей и лам, занимавших высокое положение, поступали иначе.
Стоит отметить, что останки первых помешали в ступы как реликвию и память об их учении, вторых бальзамировали монахи в буддийских обшинах.

В монастырях три раза вдень проводятся богослужения — малые хуралы. Периодически применительно к фазам луны и некᴏᴛᴏᴩым другим природным явлениям и общественным событиям проводятся большие хуралы, а также торжественные хуралы, связанные с праздниками данной местности. Великими по придаваемому им значению и по продолжительности будут хуралы в честь докшитов - сверхъестественных существ, кᴏᴛᴏᴩые защищают веру и борются против ее врагов. Во время богослужений миряне в храм не допускаются. Стоит заметить, что они снаружи слушают пение и храмовую музыку, произносят священную мантру. Иногда хуралы совершаются по просьбе мирян по поводу значительного события в их жизни: рождение, свадьба, похороны, болезнь.

 

Возможно, будет полезно почитать: