Манихейство истоки история и основы учения. Манихейство

Основателем - Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене . В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство , богумильство и в особенности западное перерождение последнего - ересь катаров , или альбигойцев .

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

"Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой , в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса , в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской".

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, - к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду, или "светлый эфир" и его царство, или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутов, или "членов", - любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств - спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членов", или особых способов бытия, аналогичных "стихиям" нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа - первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или "члены", темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы - сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (то же, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди - Адам и Ева , в которых и перешли световые частицы небесного "панциря". Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии - Сифову и Каинову . Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся "утешением" (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Источники

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина , посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. "Acta disputationis Archela ï cum Manele" - сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, "Reliquiae Sacrae", V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, - и
  2. сочинения блаж. Августина , из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

И маркионитам , имела множество последователей на Востоке, в Африке и в Италии, подвергаясь одинаково суровому гонению от язычников и христиан. Основателем манихейства был Мани (216 – 273 или 276), маг, изгнанный при Сасанидах из Персии, человек очень даровитый, ученый, много путешествовавший. Он задумал преобразовать все те религии, с какими ознакомился, и соединить их в одну. Он говорил христианам, что он – тот «Утешитель», Параклет, о котором говорил Христос. Отвергнутый христианами, Мани вернулся в Персию, приобрел себе большое уважение у царя и народа. Но зороастрийские жрецы (маги) отвергали его. Основатель манихейства вел с ними борьбу (временами удачную) и наконец после торжественного диспута с ними при шахе Бахраме I был объявлен лжеучителем и распят на кресте. С него содрали кожу, набили ее соломой и повесили на воротах персидской столицы в устрашающий пример его последователям. Манихейство было смесью персидской религии с христианским гносисом и основной своей идеей имело представление о двух противоположных началах, добром и злом, ведущих между собою борьбу в природе и в душе человека.

Казнь Мани. Миниатюра из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси , XIV век

По учению манихеев, от вечности существуют два начала, независимые друг от друга, враждебные одно другому: Бог в царстве света и Демон в царстве мрака. Но в царстве мрака никогда не было спокойствия и согласия. Злые силы постоянно вели между собою злобную борьбу и наконец в своих тревожных передвижениях донеслись до границы своего царства и увидели царство света во всем блеске его. Прекратив вражду между собою, они соединились на борьбу против царства света. Для борьбы с ними, учит манихейство, Бог создал первого человека из вечного света и дал ему пять чистых стихий: свет, огонь, воздух, воду, землю. Он был побежден, и хотя сам спасся, но часть его света была увлечена силами зла в царство мрака. Для того, чтоб этот свет избавился от плена, бог через посредство «Матери жизни» создал видимую вселенную, в которой похищенный мраком свет составляет жизненное начало, душу вселенной и ожидает избавления себе от плена.

Чтобы совершить это избавление, от бога произошли два новых светлых существа: Христос и Святой Дух. Христос или Митра , по утверждению манихеев, живет на солнце и на луне, а Святой Дух – в эфире, распространяющемся над вселенной. Они привлекают к себе силы света, погруженные в материальном мире, и возводят их обратно в царство вечного света. Чтобы удержать в материи заключенные в ней силы света, демоны создали новое существо – нынешнего человека, по образу первого. Согласно манихейскому учению в человеческом сердце повторяется великая борьба между царством света и царством тьмы, так что в человеке соединяются оба противоположных царства. Человеческая душа свободна и по своему существу принадлежит царству света. Но соблазны материи и обольщения Демона держат ее в оковах тьмы. Таким образом, в язычестве и в иудействе «сын вечного света» был связан узами материи, был «Иисусом Страждущим».

Чтобы дело избавления совершилось быстрее, Христос, сидящий на престоле по правую сторону светлого бога, покинул свой небесный престол и явился на земле, облеченный призраком тела. Его страдания и смерть на кресте, говорит манихейство, были только кажущимися. Это был символ того страдания, в котором находится свет, разлитый по всей природе, связанный узами материи. Он разлит в природе повсюду, но особенно в растительном царстве, и повсюду страдает. Христос своим учением начал избавление света, привлекая его к себе, так что спасение мира действительно исходит от креста, сияющего светом – в этом, по мнению манихейства, христиане правы. Но апостолы поняли учение Христа в своем иудейском смысле, и оно изложено ими неудовлетворительно. Поэтому для довершения победы света явился Мани – обещанный самим Христом «Утешитель». Чистая истина изложена только в манихейских книгах. В конце существования видимой вселенной свет совершенно освободится из царства мрака, и тогда злые силы снова будут враждовать между собой.

Приверженцы манихейства делилась на два класса людей: лишь «избранные» или «совершенные» знали тайный смысл учения и были обязаны соблюдать строжайшее воздержание: не вступали в брак, не ели мяса, не пили вина. Другой класс составляли у манихеев «слушающие» (катехумены), продолжавшие вести обыкновенный образ жизни и, по заступничеству «совершенных», получавшие прощение за свои греховные материальные занятия и удовольствия. В вознаграждение за молитвы «совершенных» они давали им приношения, главным образом состоявшие из оливок; эти плоды, дающие масло, которое употребляется на освещение, считались светлыми плодами и составляли главную пищу манихейского духовенства. Материя, по учению манихеев, – вместилище зла; поэтому они считали недостаточным, чтобы человек владычествовал над своим телом, и считали нужным умерщвлять плоть. Важнейшими заповедями манихейской морали были подвиги аскетизма. Они праздновали воскресный день постом. День смерти Мани был главным их праздником и назывался праздником кафедры (Bema).

Учение о примирении, о победе света над мраком, добра над злом, составлявшее сущность манихейства, привлекало к нему умы в продолжение двух столетий. С одинаковой ненавистью преследуемое христианами и магами, собственно манихейство погибло близ пределов христианской Византии в VI веке. Но вскоре оно стало государственной религией могущественного Уйгурского каганата в Центральной Азии. В Европе видоизменённые идеи манихейства возродили богомилы , катары и другие крайние секты средних веков. Крайний религиозный фанатизм, тяга разделять церковь на самовластную аристократию «вождей» и бессловесное, покорное стадо верующих были двумя чертами, резко отделявшими манихеев от христианства, и основательной причиной для неприязни второго к первым.

История постоянно сталкивается с различными религиозными течениями, вытекающими из христианского учения, которые так или иначе его искажали. Основоположники таких философских школ считали себя просвещёнными посланникам Божьими, которым дано владеть истинной. Одним из таких был Мани. Он стал родоначальником сильнейшей в своё время философской школы манихейства, которое завладело умами большого числа людей, несмотря на несколько сказочные и детские взгляды на бытие.

Зарождение учения как ереси в христианстве

Религиозно-философское учение под названием "манихейство" , широко распространившееся в своё время на Востоке и Западе, существовало скрыто, видоизменялось и в таких формах существует по сей день. Был период, когда считали, что манихейство - это христианская ересь или обновлённый парсизм.

Одновременно есть авторитеты, такие как Гарнак, которые признают это течение самостоятельной религией, ставя его в один ряд с традиционными мировыми верованиями (буддизм, ислам и христианство). Человек, который основал манихейство, - это Мани, а место его происхождения - Месопотамия.

Распространение

Постепенно это направление на протяжении всего IV века распространялось по Средней Азии, вплоть до Китайского Туркестана. Особенно оно утвердилось в Карфагене и Риме. Но и другие культурные центры Запада влияние манихейства не обошло стороной. Известно, что Иппонийский был членом данного философского общества на протяжении десяти лет, пока не принял христианство. Даже при том, что доминирующей религией Востока было мусульманство, философия Мани имела там последователей на протяжении долгих веков. После её искоренили. На Западе и в Византийской империи ей не дали существовать в качестве независимого религиозного направления и подвергли жестокому преследованию.

Гонения и тайные общины

В результате такого положения религия смогла сохраниться только в виде тайных общин под разными названиями. Именно стали поддерживать новые еретические течения, проникшие в XI и XII столетиях в Европу с Востока. Все гонения, которым зороастризм и манихейство подверглись на Востоке и на Западе, не смогли помешать развитию этой философии. Она разрослась в павликианство, богомильство и после, уже на Западе, преобразовалась в еретическое течение альбигойцев.

Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты.

Эту отличную от других философий идею исповедует манихейство, гностицизм и ещё некоторые религиозные школы. Для гностиков Дух и материя - два крайние выражения бытия. А вот Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.

В итоге пришла философия «манихейство» . Другие свидетельства говорят, что основоположник называл себя тем самым утешителем, которого Христос обещал в «Евангелии от Иоанна».

Учение Мани (и манихейство) отталкивается от такого мнения: наша реальность есть смешение двух главных противоположностей — добра и зла, света и тьмы.

Но природа Истинного Света едина и проста. Поэтому она не допускает никакого положительного снисхождения к недоброму. Зло не вытекает из добра и должно иметь собственное начало. Следовательно, нужно признать два самостоятельных первоначала, неизменных в своей сути и образующих два разных и отдельных мира.

Бытие и свет

Согласно теории Мани, манихейство - это учение о простоте сущности света, которое не мешает различать формы. Однако в области благого бытия философ различает сначала само Божество как «Царя света», его «эфир светлый» и царство (рай) — «земля светлости». Царь света имеет пять атрибутов нравственности: мудрость, любовь, веру, верность и мужество.

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти свойств ума: знания, спокойствия, рассуждения, скрытности, понимания. Рай имеет пять особых способов бытия, которые аналогичны стихиям реального мира, но только в добром свойстве: воздух, ветер, свет, вода, огонь. Каждое качество Божества, эфира и светлой телесности наделено своей сферой блаженного бытия, где оно преобладает.

С другой стороны, все силы благого бытия (света), сходятся воедино для произведения одного первочеловека — небесного Адама.

Противоположности

Тёмный мир, Мани и манихейство , представляют тоже разделённым на составные части: яд (противоположность воздуху), бурю (вихрь), противопоставление ветру, мрак (антитеза свету), туман (против воды) и пламя (пожирающее) как антитеза огню.

Все элементы темноты собираются воедино и сосредоточивают силы для князя тьмы, суть существа которого - отрицательная и не в состоянии быть удовлетворённой, наполненной. Поэтому Сатана стремится за границы своих владений, к свету.

Против тёмного князя устремляется на борьбу небесный Адам. Имеющий в своей сути десять основ Божества и эфира, он в качестве одежды и оружия воспринимает ещё пять элементов «земли светлости».

Первочеловек надевает внутренний панцирь — «тихое веяние», а поверх облекается ризой света. Затем небесный Адам покрывается щитом водяных облаков, берёт копье из ветра и огненный меч. После продолжительной борьбы он побеждён темнотой и заключён на дне ада. Тогда посланные самой райской землёй (матерью жизни), силы добра освобождают небесного Адама и водворяют в мир горний. Во время тяжёлой борьбы первочеловек потерял своё оружие: элементы, из которых оно было составлено, смешались с тёмными.

Мировая машина

Когда свет все же одержал победу, эта хаотическая материя так и осталась во владении тьмы. Верховное Божество желает извлечь из неё то, что принадлежит свету. Ангелы, посланные светом, устраивают видимый мир как сложную машину для извлечения компонентов света. Главную часть мировой машины манихейство (религия Мани) видит в световых кораблях — Солнце и Месяце.

Последний непрерывно вытягивает частицы небесного света из мира, находящегося под луной. Он постепенно передаёт их Солнцу (по невидимым каналам).

После они, уже достаточно очищенные, идут в мир горний. Ангелы, устроив физическое мироздание, уходят. Но в вещественном подлунном мире сохраняются ещё оба начала: света и тьмы. Поэтому в нём имеют место силы из тёмного царства, которые некогда поглотили и держали в себе светоносный панцирь небесного Адама.

Земные люди и их потомки

Эти тёмные князьки (архонты) завладели подлунной областью и своим поведением повлияли на происхождение земных людей — Адама и Евы. Эти люди имеют в себе частички небесного «панциря» и отпечатки тьмы. После всего этого описания начинается похожее на библейское сказание о разделении человечества на Каиновых и Сифовых потомков.

Именно выходцы из Сифового рода (Шитил) находятся под постоянным попечением небесных сил, которые периодически проявляют своё действие через избранников (например, Будду). Такова философская суть учения, которую имеет манихейство. Это , на первый взгляд, детское представление о бытии.

Противоречия с христианством

Взгляды Мани по отношению к христианству и личности самого Христа очень противоречивы.

По некоторым сведениям он считал, что небесный Христос действует в мире через человека Иисуса. При этом они не соединены внутренне. Именно по этой причине во время распятия Иисус остался покинутым. Согласно другой версии, человека по имени Иисус не было совсем. Был только небесный дух Христос, имеющий призрачную видимость человека. Мани хотел устранить идею воплощения или действительного соединения божественной и человеческой природы в Христе.

Однако результатом его усилий явилось учение, где они одинаково устранялись… Если раскрывать манихейство кратко (в свете христианского учения), можно сказать, что ангелы должны извлечь и собрать все светлые элементы, заключённые в мире земном (человеческом). Когда будет близиться завершение этого процесса, возгорится все физическое мироздание. Цель этого возгорания — выделение последних, ещё остающихся в нём световых частиц.

Итогом станет вечное утверждение пределов двух миров, которые оба будут пребывать в безусловном и полном разделении друг от друга.

Манихейство о будущем

Жизнь, которая настанет после описанных выше событий, будет основана на принципах дуализма: борьба между добром и злом, духом и материей. Души небесные, очищенные частично ещё в земной жизни, а отчасти после смерти (на различных мытарствах, которые заключаются в страшных и отвратительных видениях), водворятся в Раю светлости.

Души с адским устроением навеки закрепятся в царстве тьмы. Тела обеих категорий душ будут уничтожены. Воскресение мёртвых, как в христианстве, у Мани исключено.

Аскетизм и обрядовая сторона

В манихействе, как во всяком учении, есть теория и есть практика, которая сводится к аскетическому образу жизни.

Для воздерживается от мяса, вина и интимных половых отношений. Те, кто не в состоянии это вместить, не должны входить в число верующих, но также имеют возможность спасти себя. Для этого нужно помогать различными способами общине манихейцев.

Верующие делятся на три категории:

  • Оглашенные.
  • Избранные.
  • Совершенные.

Институту священства в манихействе так и не суждено было утвердиться. Однако, по словарю Брокгауза, есть указания на епископов и верховного патриарха, пребывавших в Новом Вавилоне.

В манихействе большого развития церковная сторона не достигла.

Известно, что в Позднее Средневековье был обряд возложения рук под названием «утешение», а на молитвенных собраниях исполнялись особые гимны под сопровождение инструментальной музыки и происходило чтение священных книг, которые остались от основоположника религии.

Фрагменты манихейских сочинений были найдены в конце XIX столетия. Местом находки был Китайский Туркестан. А в 1930 году были найдены папирусы с коптским переводом писаний Мани, а также его первых учеников. Это произошло в Египте. Находки позволили уточнить некоторые детали из жизни основоположника манихейства и суть учения.

Представляем вниманию читателей новые сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира, подробно изложенные в его книге «Кефалайа» ("Главы"), недавно изданной в серии "Памятники письменности Востока". Ее появление в книжных магазинах города показывает актуальность разоблачения лжепророка и в настоящее время. Манихейская ересь возникла гораздо раньше, чем родился ее пророк, она исказила и подменила основные понятия зороастрийской религии. В "Бундахишне", пехлевийском тексте, излагающем утраченный авестийский Дамдад-наск, одну из 21-й книги "Авесты", описывается творение мира (как видимого, так и невидимого) Богом-Творцом Ахура Маздой, в то время как злой дух Ангра Манью не участвовал в создании мира, а вторгся в него, разрушив благие творения и создав только дэвов и демонов. По представлениям Мани Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью - весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречило основной идее зороастризма [З].

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.
Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). Имевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".
Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" . Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и Иверию.
Так Мани начал свою миссионерскую деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую Империю, а сам отправился проповедывать в Индию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджи-стан) и обратил в манихейство правителя Турана.
К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха Ирана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал своё учение по всему Ирану.. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из Ирана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером.
После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его вещи - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что скорее всего верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.
Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его ере¬тическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке.
Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - Иннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.
Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.
Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, Иллирии, Италии, Галлии и Испании.
В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополь (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.
В V-VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.
К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Мар Аммо, хорошо знавший парфянский язык. В VП-VШ вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В Х в. центр манихейства переместился в Самарканд.
С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. Императорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжа¬ло существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.
Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). Избранниками могли быть и мужчины, и женщины, но они жили в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии, такие как кузнец, землепашец, ремесленник.
Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.
В начале XX в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., т.е. расцвету центрально-азиатского манихейства.
В 1928 г. немецкий ученый К. Шмидт случайно приобрел в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает на ее происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже книга была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., т.е. от времени жизни Мани его отделяет самое большее 100 лет.
Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В нее входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". Изложение ведется от лица Апостола, которому ученики задают вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа"
и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы. Добра и зла как принципе устройства нашего мира.
По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы - Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить:
"Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, т.е. Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" . Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Не дозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.
По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир. и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву «Ахунвар» и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение. Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда. осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен [З]. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.
Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, т.е. тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая мрат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" . Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.
Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсуществует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом [З].
Во главе материального мира Мани ставит "пятиликого", образ которого он описывает так:
"Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра; его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма; его туловище - образа драконье, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру
сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" .

На рисунке крылатый бог Айон - Зерван с львиной го¬ловой,
человеческим телом и змеей, стоящий на Мировом шаре.

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира -видимый и невидимый, но один из них, Ангра Маныо, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира - видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван своим выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла [З].
У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, т.е. Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.
В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихеская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из пяти миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло не в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и в плоти" .
В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда, были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.
В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" , Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. И здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.
Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей):"Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом, ... губят друг друга" .
Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах – humat, hukht и huvarst - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела [З].

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу че-ловека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, но в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.
На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, т.к. человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников - мужчин и женщин будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. Именно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира.
Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны [З].
Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси - уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так. например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сбор¬щику этих жемчужин". "Плоть человеческая, -пишет он, - подобна пене и скорлупе" .
Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, т.к. он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.
По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах,очень проникновенных, но и очень опасных.
Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.
Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него. когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево .
Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. И получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.
Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.
Не внушает доверия и его умозаключение о прошении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,... и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему, и не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" . Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто упорствует в грехе - тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" .
Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.
Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. И вот - мне, Мани единственному, не позволили свободно говорить в мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но я исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. Ибо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот - мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" .
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений . Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

Последователи Мани - кто они?

Лжеучение Мани оказалось очень живучим, оно существует уже около двух тысячелетий и находит своих последователей и сейчас. В их числе были маздаки (конец V - начало VI вв.) в Сасанидском государстве. Руководителем этого движения был Маздак - Бамбад. Многие его идеи были позаимствованы из манихейства, маздакам также свойственны пессимизм и аскетичность. Однако, они выступали за активную позицию в переустройстве существующего мира. Понятия добра и зла у них заменялись революционными терминами, такими как "социальная спра¬ведливость" и "неравенство людей". Маздак призывал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства, требовал общности имущества (в том числе и женщин), уравнительного пользования им. Все это было названо "братской любовью". Маздака поддерживали не только крестьяне и ремесленники, но и более зажиточные слои населения. Подобно тому, как Мани добился благосклонности у Шапура, Маздак также попал под крыло власть имущих. С приходом к власти Хосрова "Аноширвана", решительно защищавшего зороастризм как государственную религию, маздакистское движение было подавлено, а сам Маздак казнен (по одной из версий - закопан в песок головой вниз, ногами вверх), но его влияние продолжало ощущаться в различных сектах, возникавших в период принятия ислама.
Манихеи глубоко повлияли на исламских мистиков, оставили след в христианстве. Во времена Средневековья манихейство потеряло свое название, но не утратило своей сущности, отдельные его положения встречаются и сейчас во многих учениях.
Считая материю порождением дьявола. Мани открыто призывал к разрушению материального мира, к умерщвлению своей плоти. Среди последователей манихейства известны случаи массовых самоубийств. К манихеям такого типа можно отнести нетрадиционные культы современности, например, печально знаменитое движение буддийского толка, представленное Аум Синрикё Учение Истины Аум, имеющее в России самое большое представительство. Его руководитель - слепой проповедник Сёко Асахара, японский предприниматель, находился под следствием по подозрению в подготовке массовых убийств с помощью специально изготовленного организацией отравляющего газа. Тоталитарный характер этой секты, идея убийства для выхода из этого мира, оказание тяжелого подавляющего воздействия на людей - все это отклики истории начала нашего тысячелетия.
Другой пример последователей Мани - мунитская организация "Церковь унификации", основателем которой является Сан Мюн Мун, дважды судимый. В 1954 г. в Южной Корее Мун провозгласил новую религию. Согласно его учению, Бог един для всех наций и религий, и настало время создать универсальную, объединенную церковь. Пророком и мессией нового века Мун объявил себя. Муниты называют своего руководителя "преподобным" и "божественным". Существует даже культ Муна. "Церковь объединенная" превратилась в мощнейшую и богатейшую финансовую империю. Укрепляя свое влияние, она занимается благотворительностью. Ее приверженцы утверждают, что их сообщество подобно большой семье. Они живут общинами, ведут пропаганду среди молодого поколения, у них очень распространены браки внутри общины. Муниты жертвуют общине деньги и имущество. Личность в мунитской общине полностью контролируется.
Однако не только эти организации в настоящее время поражены вирусом манихейства. Множество религиозных течений и оккультных направлений имеют аналогичную природу. Пользуясь весьма благовидными лозунгами, они пытаются сбить людей с истинного пути и навязать им ложную призму восприятия мира. Особую опасность они представляют для молодежи, которая не имеет достаточного опыта и знаний. Всегда следует помнить, что красивая приманка может скрывать за собой зловещую воронку, где слишком доверчивые легко могут потерять свою свободу.
Для любого современного человека, имеющего хотя бы общие понятия об астрологии и небесной механике, отчетливо виден манихейский камуфляж в воссозданной Мани картине устройства мира, он разоблачает сам себя. Только слепой может не видеть абсурдности его системы. Однако, несмотря на это, "слово Мани" не умерло. Издаются его книги. У Мани много последователей, но они не говорят прямо о своем духовном родстве с ним. Разные маски, разные лики, но сущность одна - не истина движет ими, а ложь и корыстные цели. Так как они являются проводниками темного мира, он питает их своей разрушительной энергией.
Подобно спруту, манихейство проникало вглубь истории, обволакивало умы доверчивых душ, видоизменяясь и пряча свою истинную сущность. Последователи Мани в современном мире приспосабливаются, оправдывая свои философские и социально-политические воззрения, но почти всем новоявленным реформаторам приходится пользоваться его приемами. Быть защищенными от них и противостоять им можно, только обладая обширными знаниями, стойкой нравственной силой и крепкой верой.

Литература
1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991.
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.-Л., 1996. 302 с.
3. Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993. 96 с.
4. Кефалайа ("Главы"). М.: Восточная литература, 1998.512с.
5. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 350 с.

Содержимое:

МАНИХЕЙСТВО, религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических (см . ГНОСТИЦИЗМ). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в 13 в. в результате монгольских завоеваний.

В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в 11 и 12 вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце 19 в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270. Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее.

Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой – еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях именовавший себя «апостолом Иисуса», рассматривал христианство как важнейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира.

Как община манихейство усвоило многие организационные черты, общие для целого ряда религиозных течений Ближнего Востока. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся «слушателями», и «избранных». «Избранные» вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди «избранных» существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства.

 

Возможно, будет полезно почитать: