Чайный путь. Монголия и Бурятия объединятся

В течение нескольких веков сотни караванов и обозов, груженные возами с чаем, тянулись из Кяхты – столицы «Чайного пути» России в город Верхнеудинск, на знаменитую Верхнеудинскую ярмарку.
Чай был известен в Китае почти 5000 лет. Долгое время считалось, что Китай является единственной родиной чайного куста и чайной культуры. В 1825 году заросли дикого чая были обнаружены в горных джунглях Северо-Восточной Индии (Ассаме), Бирмы, Вьетнама и Лаоса, а также на южных склонах Гималаев. В 50 годах прошлого столетия дикий чай был обнаружен на юго-западе Китая, в провинциях Гуйчжоу, Сычуань, Юньнань. Мнения ученых разделились. Сегодня принято считать, что родиной чая является Юго-Западный Китай (Юньнань), примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнама). Из этого «чайного треугольника» чай распространился по двум географическим направлениям: на север и на юг.
Документальные свидетельства о чае, как о продукте потребления встречаются в источниках, датированных 770 г. до н.э. В 300-200 г.до н. э. привычка пить чай укоренилась среди жителей государства Шу (ныне провинция Сычуань). При династии Хань (2-1 века до н.э.) чай фигурировал в качестве предмета торговли. В начале эры напиток вошел в церемониал китайского императорского двора. В 5 веке чаем платили дань императору, а в 782 г. на ставший ходовым продукт, был введён налог. Это подтверждается записями неизвестного арабского путешественника, посетившего Китай в конце 9 века: «Китайский император получает подати с cоли, и одного растения, листья которого, отваренные в горячей воде, употребляются в напиток и которое продаётся в больших количествах во всех городах Китая, за, что выручается большое количество золота. Растение это, называемое «ча», есть кустарник, превосходящий гранатовое дерево богатством листьев, запах которого чрезвычайно приятен, но которые имеют некоторую горечь. Напиток из него приготовляют, обливая листья кипятком, и он служит лекарством от многих болезней».
«Великий Чайный путь» - крупнейшая торговая артерия, соединявшая Азию и Европу в течение нескольких веков.
В России многовековая традиция употребления чая. С особым размахом чаепития проходили в кяхтинских купеческих домах. На столы подавались большие самовары с кипятком, чайники с заваркой, молоко, сливки, баранки, колотый сахар. Ни в какой другой стране мира чаепитие из самовара не получило такого распространения, как в России. А самовар стал одним из символов России и, конечно же, купеческой Кяхты.
История Чайного пути – это продолжение истории развития дипломатических, торговых и культурных связей между народами Евразии в средние века. Во время господства государств Хань и Хунну появился Великий шелковый путь, и были проложены пути, на которых в 16-19 веках появился Великий чайный путь.
Чайный путь – это торговый путь из Китая в Россию. География чайного пути обширна и охватывала значительные территории. По одним данным путь насчитывает 8333 версты, а по другим - 8839 верст. Путь имел множество дорог и речных путей, которые в настоящее время превратились в железнодорожные и автомобильные магистрали. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем.Исторически Кяхта была ключевым пунктом Великого Чайного пути, и этот город зачастую называют столицей Чайного пути. По оборотам торговли Чайный путь был вторым после Великого Шелкового пути.Чайный путь действовал более 200 лет и оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая.
Вместе с тем история Чайного пути дает богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Эта идея положена в основу проекта развития международного туризма «Чайный путь».Проект «Чайный путь. Гостеприимная Бурятия» стартовал в рамках Байкальского международного туристического форума в 2012 году и включал множество мероприятий: выставки, презентации, концерты, круглые столы. Работа над ним продолжается.
Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ruТуристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru

Великий Устюг.
Картина В. Березина, 1795 г.

Великий Устюг: исторические связи с Китаем

Старинный русский город Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды, основан в 1147 г. Он славится своей многовековой историей. Это ¬– город-заповедник, словно нетронутый временем с целыми улицами сохранившихся до наших дней домов, построенных в XVIII–XIX веках, т.е. в те времена, когда Великий Устюг был одним из значимых пунктов Великого чайного пути и великоустюгские купцы активно участвовали в торговле с Китаем.
Великий чайный путь начинался в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, имел множество дорог, волоков, водных путей по рекам и морям. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Новосибирск, Ишим, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Кунгур, Соликамск, Ирбит, Нижний Новгород, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее – через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Хпрбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.
В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.


В 1727 году между Россией и Китаем был подписан Буринский трактат, а затем на его основании – Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска (город в Бурятии, на границе России и Монголии, в середине 1930-х годов был объединён с торговой слободой Кяхта и стал называться по имени этой слободы). На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. В середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России с азиатскими странами. В 1762 году Екатерина II провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной. К этому времени пушнина составляла около 85 % российского экспорта в Китай. В дальнейшем её доля снижалась, но она по-прежнему значительно превосходила объёмы торговли металлами, тканями, скотом, кожей и другими товарами. Из Китая в Россию ввозились чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится ряд вещей, привезенных в те времена их Китая – это в первую очередь китайская посуда и ткани.
Движение торговых караванов в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.
В 1800 году принимаются правила торговли с Китаем. Правила устанавливали фиксированные расценки товаров, разрешены только бартерные операции. Цены устанавливались «общим уговором» торгующих в Кяхте российских купцов. Запрещены покупка и продажа за деньги, а также кредитные операции. Торговля с Китаем была очень прибыльной и вызывала большую заинтересованность в правительственных и торговых кругах России. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени.
В качестве примера можно привести деятельность представителей купеческой семьи Захаровых. Григорий Федорович Захаров (1713 г. р.) появился в Великом Устюге в середине XVIII в. У него была большая семья: три сына (Лев, Иван, Петр) и дочери Мария и Анна. Г. Ф. Захаров, его сыновья и внуки занимались торговым промыслом, ездили в Сибирь, торговали пушниной и «выменными» китайскими товарами. Эти долгие путешествия по бескрайней Сибири и к китайской границе были не безопасны и рискованны, но торговля с Китаем приносила в то время значительные прибыли устюжским купцам.
Разбогатевшие великоустюгские купцы активно занимались строительством в родном городе. Одними из самых щедрых благотворителей были уже упоминавшиеся купцы Захаровы. В 1781 г. Г.Ф.Захаров внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с данного капитала обращались в пользу бедных и неимущих людей в Устюге. В 1787–1788 гг. Захаровы выстроили на свои средства двухэтажный каменный воспитательный дом на Набережной, известный в прошлом в Устюге как Захаровская богадельня (бывшее хирургическое отделение больницы). На содержание богадельни они вложили в сиротский суд 17200 рублей. От членов семьи Захаровых в Вологодский приказ общественного призрения и в здешний сиротский суд в разные годы было внесено 40200 рублей. В 1812 г., когда Отечество подверглось нападению французов, Григорий Львович одним из первых пожертвовал 1000 рублей на ополчение. Когда в апреле 1817 г. в Устюге было очередное большое наводнение он двое суток «пропитывал и покоил» значительное число людей, пострадавших от наводнения.
Члены купеческой семьи Захаровых активно проявляли себя в общественной жизни. Не случайно в конце XVIII в. Григория Федоровича, а в начале XIX в. Льва Григорьевича избирали на пост городского головы Великого Устюга.
Купец первой гильдии Лев Григорьевич (1738–1809) жил со своей семьей в сохранившемся до наших дней каменном доме на улице Большой слободе о восьми теплых покоях (ныне здание детской художественной школы). В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится его портрет, написанный в начале XIX в., на обороте которого имеется надпись: «Великоустюжский первой гильдии купец Лев Григорьев сын Захаров. Родился 15 февраля 1738 года. Скончался 27 марта 1809 года, пожертвовавший в здешний сиротский суд двенадцать тысяч рублей на содержание убогих».
На Великом чайном пути работало несколько торговых ярмарок. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним – 5. Основную массу составляли малые ярмарки – 96.
Приказчик Российско-Американской компании, первенствующим директором которой был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков, устюжанин Николай Иванович Коробицын в своих «Записках» пишет о поездке из Устюга на Макарьевскую ярмарку, об обмене в Кяхте пушнины на китайские товары (чаи, ткани), о продаже этих товаров на Макарьевской ярмарке и о доставке их в Москву. Когда Коробицын был направлен Российско-Американской компанией в качестве приказчика в первое русское кругосветное плавание 1803–1806 годов, он написал о таком поручении, данном ему компанией: «Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, зайти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и соображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары».
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Монополия Кяхты в торговле с Китаем закончилась. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Великий чайный путь оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями.
К началу XIX века Россия уже была самой «чаепотребляющей» страной мира. Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину. В любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал любимым напитком каждой русской семьи. Не были исключением и жители Великого Устюга. Здесь, как и в других русских городах, самовар стал непременным атрибутом семейной жизни. Об этом свидетельствует замечательная коллекция самоваров, хранящаяся в Великоустюгском государственном музее-заповеднике.
История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов. В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Вологодская область тоже могла бы стать участником этого проекта – для этого у нее имеется значительный потенциал.
Для развития взаимного сотрудничества с Китаем гостиница Великий Устюг, ООО «Гостиный двор» предлагает открыть в Великом Устюге в купеческом особняке Неледина (XVIII век, ул. Красная, 76), расположенном на территории гостиничного комплекса, представительство Китая.




Китайские вещи XVIII – XIX веков из собрания Великоустюгского музея-заповедника
Ткань конца XVII века. Китай из собрания Великоустюгского музея-заповедника Риза XVII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

География пути

География Великого чайного пути достаточно обширна и охватывает значительные территории Китая , Монголии , России и других стран. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей по рекам и морям.

Протяжённость сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим - 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск , Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск , Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск , Новосибирск , Ишим, Омск , Томск , Тобольск , Тюмень , Туринск, Верхотурье, Екатеринбург ,Кунгур ,Соликамск, Ирбит , Нижний Новгород , Великий Устюг , Вологда , Кострома , Ярославль , Переяславль-Залесский, Москва , Санкт-Петербург . Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин , Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.

В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Некоторое количество чая перевозили также по маршруту Великого шёлкового пути (через Среднюю Азию).

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток . В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон , Ливерпуль , Бостон .

История

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор , положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем.

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем . В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор , определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем.

На русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет.

В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания "Перлов с сыновьями". Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем - "чайники". С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Великий чайный путь" в других словарях:

    Великий шёлковый путь в I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Великий возвеличивающий или выделяющий эпитет, в случае с человеком дополнительное именование, которое часто получали наиболее выдающиеся люди: правители, полководцы и философы. Возвеличивающие эпитеты люди нередко получали еще при жизни, и … Википедия

    В исторической реконструкции Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road, Shah Rah e Azam, урду … Википедия

    Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия

    В I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия

    Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730 х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три… … Википедия

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия

Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно ли идти таким Путем в нашей обычной жизни, и если да — как Путь Чая соотносится с духовными поисками современного человека?

О Духовности

Понятия «обычная жизнь» и «духовный путь человека» для меня идентичны. Но, оказывается, эту точку зрения разделяют далеко не все. В чем же загвоздка?

Когда люди говорят о своей «обычной жизни», они имеют в виду каждодневный распорядок дня: семейные обязанности, работу, отдых, хобби, занятия спортом и т.д.

Говоря о «духовном пути», некоторые имеют в виду — церковь, другие – йогу и восточные учения, третьи – специфические духовные практики и медитацию, четвёртые – все сразу.

В целом, люди начинают задумываться о своем духовном пути, когда по тем или иными причинам теряют ясность в вопросах «зачем жить?» и «кто я?», и начинают по необходимости или просто ради интереса искать истинный смысл своих поступков и смысл жизни.

Но поскольку вопрос духовного пути, как таковой, отсутствует в нашем образовании и представлен либо церковью, либо самоучками-эзотериками, основная проблема большинства кроется именно в сознательном отделении духовности, то есть смысла жизни, от того, что мы делаем ежедневно, — то есть, от самой жизни. Получается, что жизнь, теряющая свой смысл, обрести его не может, будучи отделенной от «духовности». В итоге мы получаем несчастного человека, который вынужден работать ради денег, осознавая бессмысленность своей каждодневной деятельности по сравнению с теми духовными знаниями и благостными идеями, которыми он напичкал себе голову. Следствием этого является отсутствие связи между идеями и их воплощением. Идей существует очень много, законченных образов и схем реализации — меньше, самой реализации – ничтожно мало. Многие «духовные» люди имеют доступ к красивым и вкусным духовным идеям, но в связи с жесткостью нашего мира не находят в себе силы их воплотить в жизнь. Как результат, большинство идей остаются мёртвыми, а их носители продолжают страдать.

Вероятно, многим знакома сентенция: «Совсем не одно и то же: знать о Пути, встать на Путь, идти по Пути и самому стать Путем». Это как раз о том, что вся каждодневная жизнь, начиная с режима дня, заботы о здоровье, определения вашего круга общения, творческих занятий, любимого человека и заканчивая вашими духовными практиками, и является вашим истинным Путем.

Следуя этому принципу, например, в древнюю оккультную школу Пифагора не принимали людей без семьи, не достигших определённого возраста и социального положения. Истории не известны случаи, когда не реализованные в обычной жизни люди были бы допущены к каким-либо тайным знаниям, дающим им реальную возможность воздействовать на себя и на мир.

О разных Путях

Каждый человек абсолютно уникален и приходит в этот мир, неся в себе особые качества и предрасположенности. Можно сказать, что у Бога для каждого человека есть специальный план его развития, а у человека, соответственно, есть задача следовать этому плану. Если человек ему соответствует, он становится ближе к Богу, то есть, к самому себе, становится счастлив. Если человек выбирает не следовать плану и не использовать данные ему качества характера, он как бы изменяет себе и может начать разрушать себя и мир вокруг.

Чтобы ответить для себя на вопрос «Кто я?», описать свои предрасположенности, можно использовать астрологию или пройти как можно больше психологических тестов, расспросить ваших знакомых – какие качества характера в вас им наиболее ярко видны, наконец, понять – что вы в своей жизни не можете не делать? Или поступить как-то иначе. Для ответа на вопрос «Кто я?» важно иметь лишь терпение и желание получить на него ответ.

Если сгруппировать людей по свойственным им качествам и наложить результат на нашу социальную реальность, то мы получим восемь классических направлений деятельности, в которых люди духовно развиваются, или восемь типов людей: 1. Бизнес. 2. Искусство. 3. Политика. 4. Религия. 5. Наука. 6. Учительство. 7. Целительство. 8. Синтез направлений.

Остановлюсь на тех из них, которые могут иметь отношение к феномену чая.

О Пути Чая

Классически китайцы выделяют три вида взаимодействия с чаем:

  • Чай как дело
  • Чай как искусство
  • Чай как Путь

Понятие «Чай как дело» в наибольшей степени относится к «людям бизнеса», т.е. к тем, кому максимальное счастье приносят конкретные действия и их конкретные результаты. Сделать из чая свое дело означает — начать зарабатывать чаем. Вашей изначальной и главной целью в этом случае будет получение прибыли, в какой бы форме это ни происходило – торговля чаем как товаром, создание чайных клубов, проведение чайных церемоний, фестивалей, коллекционирование чая, который со временем дорожает и т.д.

Для людей, основной предрасположенностью которых является стремление к конкретным материальным вещам («людей бизнеса»), такой подход к чаю вполне может быть их духовным путем, т.к. на нём они будут реализовывать себя, и будут счастливы.

Выражение «Чай как искусство» имеет отношение к тем, кто живет созданием прекрасного. Искусство в своей сути не имеет никакой конкретной цели, кроме создания шедевров красоты и гармонии; «чайное искусство» не является исключением. Идущие этим путем, проводят чайную церемонию так, что она завораживает, открывает людям иные миры. Основой в этом случае является создание утонченного продуманного ритуала, который всегда будет стремиться проявить себя в различных формах — начиная от традиционной церемонии и заканчивая, например, чайным театром, живописью, музыкой, кино. Человек свободен в форме самовыражения, и если он избрал в качестве временного посредника для этого именно чайную культуру, он должен привнести в неё себя, создав нечто новое и сохранив, таким образом, традицию — живой, а себя — счастливым.

Отвечая на вопрос, что такое «Чай как Путь», необходимо понять склонности человека, для которого реальным стал именно такой вид духовного пути.

Вероятно, он должен начать с заботы о самом растении, с познания всех тонкостей его растительной жизни. Эта форма деятельности – постоянная забота – является неотъемлемой частью его натуры. Растения реагируют на любовь к себе и платят людям тем же. Кроме того, человек должен обладать острым обонянием и развитой интуицией, чтобы понимать, как обрабатываются листья чая для получения изысканного и полезного напитка.

Громким титулом «Чайный мастер» можно назвать только того человека, который создал продукт под названием «Чай» от начала до конца. То есть – вырастил его, обработал, приготовил, смог правильно заварить и подать тому, кому он был нужен в подходящее для этого время. При этом совершенно необязательно устраивать чайную церемонию.

Чай по своей сути является очень сильно действующей лекарственной травой, и, следовательно, основным направлением деятельности человека, идущего «Путем чая», должно быть именно Целительство – в истинном смысле слова, то есть работающее с чертами характера человека, исцеляющее душу, а потом уже тело. При этом характер самого чая очень медитативный — не зря исторически выращиванием самых изысканных сортов занимались монахи и отшельники. И «человек чая» должен этому соответствовать – пребывать в том возвышенном состоянии, свойственном чаю.
Нельзя забывать и о таком аспекте, как настроение. В повседневной жизни чай помогает поддержать беседу, сгладить шероховатости в общении — сегодня это одна из важнейших его функций. Именно поэтому чай – самый популярный, после воды, напиток. Тот, кто заваривает чай, должен обладать всеми позитивными качествами, свойственными бармену: угадывать, что необходимо человеку в данный момент, и самим действием по созданию напитка творить определенное настроение. Например, в Японии чайный мастер готовил чай самураям перед боем. Это была своего рода настройка: чайный мастер передавал таким образом свое внутреннее уравновешенное и отстраненное состояние, необходимое в бою.

Занимаясь делом своей жизни, человек не должен отвлекаться на что-либо ещё. Поэтому в идеале чайное дело должно быть выстроено таким образом, чтобы «кормить» человека и приносить достаточный для жизни доход. Круг полностью замкнется, а идущий по «Пути чая» получит ресурсы, необходимые для перемен и преобразований.

Фотограф Дмитрий Преображенский.

"Великий чайный путь" издавна был частью древних караванных маршрутов, которые получили название "Шелковый путь" и служили для перевозки из Китая в Европу не только шелка и поваров народного промысла, но и способствовал межкультурному и деловому обмену между народами.

Важный маршрут Шелкового пути

Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Вот уже более двух лет широко обсуждаются инициативы построения "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) и "Морского Шелкового пути" 21-века, выдвинутые осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данные инициативы, получившие общее название «Один пояс - один путь» представляют собой не просто оживление и возрождение древних торговых трасс. Они являются масштабной, стратегической, всесторонней программой сотрудничества, которое КНР намерена осуществлять со странами прохождения Шелкового пути. Такое сотрудничество Китай, согласно правительственным декларациям, будет продвигать по пяти основным линиям: сферы «политических согласований» стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовые, а также гуманитарные направления, направленные на усиление «народных связей» как социальной базы сотрудничества. Для реализации этой инициативы руководство Китая создало ряд механизмов – "Фонд Шелкового пути", "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций".

Будучи частью вековых Шелковых трасс, новое прочтение получает и Великий чайный путь. В марте 2013 г. Председатель КНР в одном из выступлений в ходе визита в Москву назвал Великий Чайный путь предвестником целого ряда современных коммуникационных линий, в том числе трансграничных трубопроводов.

Линии прохождения древнего Чайного пути во многом совпадают с маршрутами и регионами, которые присутствуют в другой недавней инициативе, родившейся в контексте идеи Экономического пояса Шелкового пути – концепции «Степного пути», которая была выдвинута Монголией и во многом послужила старту в 2014 г. структуры трехстороннего сотрудничества Россия-Китай-Монголия.

В этом смысле Великий чайный путь в его современном виде, регионы, где проходили его маршруты – это не только транспорт, но и потенциальная площадка активного экономического взаимодействия, способная дать импульс насущным потребностям развития стран-участниц.

Великий чайный путь – история формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юннань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярск а, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербург а. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?) - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

 

Возможно, будет полезно почитать: