Британские культурные исследования. Теория дискурса в британской школе культурных исследований Проблема сохранения идентичности

Во-первых, что социальная теория должна базироваться на определенном наборе ценностей и являться основой для критики социальных институтов и социальных порядков в целом. Во-вторых, цель критической теории - направлять реформирование или преобразование социальных институтов или социальных порядков с тем, чтобы реализовать важные ценности. В-третьих, критическая теория часто сначала изучает конкретные социальные проблемы, выявляет источники этих проблем, а потом предлагает рекомендации по их решению. В-четвертых, сторонники критического подхода часто являются участниками общественных движений и пытаются с их помощью претворить свои теории в жизнь. Иногда критическая теория является программой общественного движения, ставящего своей целью конструктивные реформы общества, а иногда обобщает итоги его деятельности.

Критические теории часто анализируют конкретные социальные институты, проверяя, насколько полно достигнуты поставленные перед ними цели. Масс-медиа и продвигаемая ими массовая культу-Ра неспроста оказались в центре внимания ученых-критиков - их связали с целым рядом социальных проблем. Даже если масс-медиа не считаются источником конкретных проблем, их критикуют за то, что они препятствуют выявлению и решению этих проблем. В критических теориях медиа утвердилось мнение, что производство содержания находится в таких жестких рамках, что неизбежно укрепляет статус-кво и мешает попыткам медиа существенно реформировать общество. Журналисты оказываются в центре схватки.

Лидеры различных общественных движений требуют, чтобы их критические выступления против власти находили отражение в средствах массовой информации. Элиты же стремятся свести освещение подобных событий к минимуму или прибегают к «подтасовке фактов», чтобы представить свою позицию в выгодном свете. Согласно исследованиям, в таких материалах почти всегда общественное движение изображается в негативном свете, а элита в позитивном.

Ученых-критиков интересует, как влиятельные группы используют медиа для продвижения и закрепления определенных форм гегемонной культуры с целью сохранения своего доминирующего положения в общественной системе, систематически подавляют альтернативные формы культуры и как элиты насаждают гегемонную культуру.

По иронии судьбы, именно в 1970-1980-е годы, когда марксизм продемонстрировал свою несостоятельность в качестве практического руководства в политике и экономике в странах социалистического лагеря, популярность больших социальных теорий, основывающихся на марксистских идеях, в Европе возросла.

4.2.1. Неомарксистские теории

Согласно идеологии марксизма, медиа - это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности в самом общем виде - с производительными силами и производственными отношениями. Будучи в монопольной собственности капиталистов, они организованы в национальном или международном масштабе, чтобы служить интересам своего класса за счет эксплуатации работников культуры (извлекая прибавочную стоимость) и потребителей (получая сверхприбыли). Они выполняют идеологическую работу по распространению идей и мировоззрений правящего класса, отвергая альтернативные точки зрения , которые могут привести к изменению или росту осознания рабочим классам своих интересов, и предотвращая формирование активной и организованной политической оппозиции. Из-за сложности этих предположений появилось несколько вариантов навеянного марксизмом анализа современных масс-медиа, среди ко­торых Маккуэйл выделяет политэкономическую теорию.

Несмотря на то что, на первый взгляд, все неомарксистские подходы кажутся взаимодополняющими, между их сторонниками идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на различные академические дисциплины. Сосредоточившись на экономических институтах и сделав упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или способствует ему, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Чтобы примириться, сторонникам разных направлений надо отказаться от ряда концепций и признать, что надстройка и базис - культура и индустрия медиа - могут влиять друг на друга.

Политэкономическая теория медиа - это старое название, которое снова вошло в научный обиход для описания такого подхода к изучению медиа, когда в центре внимания оказывается экономическая структура, а не идейное содержание. Во главу угла она ставит зависимость идеологии от экономической базы и направляет внимание исследователей на эмпирический анализ структуры собственности и деятельность рыночных сил в области масс-медиа. С этой точки зрения, институты медиа следует считать частью экономической системы, хотя и тесно связанной с политической системой. Преобладание знаний об обществе и для общества, создаваемых средствами массовой коммуникации, можно в значительной мере объяснить современной стоимостью различных видов содержания в условиях расширения рынка, происходящего вертикальной и горизонтальной интеграции, и фундаментальными интересами тех, кто владеет медиа и принимает решения.

Следствием этих тенденций считается уменьшение числа независимых СМИ, усиление концентрации медиа на более крупных Рынках, отказ от риска, игнорирование малочисленных и более бедных секторов потенциальной аудитории. Действие экономических сил носит не случайный характер, и, по мнению Грэхема Мэрдока и Питера Голдинга , они постоянно стремятся исключить: «те голоса, которые не обладают экономической силой или ресурсами... основополагающая логика стоимости действует систематически, консолидируя положение тех групп, которые уже утвердились на основных рынках средств массовой коммуникации и исключая те группы, у которых недостаточно капитала, чтобы успешно конкурировать. Таким образом, выжившие голоса в основном принадлежат тем, кто менее всего расположен критиковать превалирующее распределение богатства и власти. И, наоборот, те, кто мог бы бросить вызов подобной системе, лишены возможности обнародовать свое недовольство или оппозицию поскольку не распоряжаются ресурсами, необходимыми для эффективного общения с широкой аудиторией».

Хотя на первый взгляд обе школы неомарксизма кажутся взаимодополняющими, между ними идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на разные ака­демические дисциплины. Сосредоточиваясь на экономических институтах и делая упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Сторонникам обоих направлений надо отказаться от ряда своих концепций и признать, что надстройка и базис - культура и индустрия медиа могут влиять друг на друга.

Основное достоинство этого подхода Маккуэйл видит в том, что он позволяет выдвинуть проверяемые эмпирическим путем предположения относительно рыночных детерминантов, хотя последние настолько многочисленны и сложны, что эмпирическая проверка нелегка. Недостаток политэкономического подхода в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка. В соответствии с политэкономической теорией к массовой коммуникации надо подходить как к экономическому процессу, результатом которого является товар (содержание), хотя существует мнение, что на самом деле средства массовой коммуникации производят аудиторию в том смысле , что обеспечивают рекламодателей аудиторией и определенным образом формируют поведение людей.Марксизм, являющийся идеологической основой для критического анализа структуры и экономики медиа, однако не обладает монопольным правом на научный инструментарий, который так же широко используется во всех социальных дисциплинах. Сосредоточившись на экономических институтах и поставив во главу угла концепцию, что экономическое доминирование ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут, в свою очередь, испытывать воздействие культурных преобразований. Кроме того, они отрицали разнообразие форм культуры и способов осмысления людьми культурного содержания.

Теория гегемонии медиа (если использовать термин, предложенный Антонио Грамши) интересуется не столько экономическими и структурными детерминантами классово-окрашенной идеологии, сколько самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания и процветания при явном согласии ее жертв (в основном рабочего класса) на то, чтобы она вторгалась в их сознание и формировала его. Отличие этого взгляда от классического марксистского и политэкономического подходов кроется в признании большей независимости идеологии от экономической основы.

Идеология в форме искаженной дефиниции реальности и картины классовых отношений или, словами Луи Альтюссера, «воображаемых отношений индивидов с реальными условиями их существования не является доминирующей в том смысле, что насильно навязывается правящими классами, она - всеобъемлющее и намеренное культурное влияние, служащее для интерпретации опыта реальности скрытым, но настойчивым способом.

Теоретические работы ряда марксистских мыслителей, в особенности Пулантцаса и Альтюссера, внесли вклад в разработку этого подхода, направив внимание на способы репродукции и лигитимизации капиталистических отношений в соответствии с более или менее добровольным согласием самого рабочего класса. Инструменты для проведения такой работы появились в основном благодаря успехам в семиологии и структурном анализе с их методами выделения скрытых смыслов и базовых структур значения Перенос внимания теоретиков с экономических причин выживания капитализма на идеологические поднял престиж средств массовой коммуникации среди других «идеологических государственных аппаратов» (выражение Альтюссера) и привел к расколу в марксистской теории.

4.2.2. Франкфуртская школа

Одной из первых выдающихся школ неомарксистского толка стала Франкфуртская школа, сложившаяся в 1930-е годы. Самыми видными представителями этого направления были директор Института социальных исследований Макс Хоркхаймер и авторы многочисленных теорий Теодор Адорно и Герберт Маркузе.

Их интересовал очевидный провал предсказанных Марксом революционных изменений в обществе и, пытаясь объяснить эту неудачу, они занялись анализом того, как надстройка, особенно в форме масс-медиа, может влиять на исторические процессы.

Монополистический капитал мог добиться этого только с помощью универсальной , коммерциализированной массовой культуры. Вся система массового производства товаров, услуг и идей в большей или меньшей степени способствовала распространению системы капитализма вместе с ее приверженностью техническому рационализму, консьюмеризму, краткосрочному удовлетворению и мифу «бесклассовости». Товар является главным идеологическим инструментом этого процесса. Франкфуртская школа утверждала, что и человек, и класс зависят от общепринятых дефиниций, образов и терминов. Маркузе назвал «одномерным» общество, созданное с помощью «индустрии культуры».

В отличие от большинства более поздних форм неомарксизма Франкфуртская школа сочетала критическую теорию с проблематикой культуры. Рассматривая проблемы культурологического функционирования массовой коммуникации, они сохраняли приверженность марксистскому постулату о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Основная вина за идеологизацию экономического базиса в интересах господствующего класса была возложена на масс-медиа. Массовое производство культурных форм также сопряжено с автомизацией общества, когда ослабляются межличностные контакты, утрачиваются чувства социальной и моральной солидарности. Как утверждалось, стереотипные формы культуры даже могут изменить психологический тип личности.

Адорно, специализировавшийся в теории и социологии музыки и других видов искусств, показывал разрушительное воздействие медиа на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры, которые ведут к унификации индивидуальных особенностей. По его мнению, качество воспроизведения образцов высокой культуры средствами массовой информации настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться подлинниками. К примеру, грамзаписи, передаваемые по радио, не способны адекватно воспроизводить звучание «живого» симфонического оркестра, и репродукции шедевров искусства в популярных журналах или публикации литературных произведений мировой классики в сжатой, сериальной форме просто вредны. Если культурные суррогаты будут легкодоступными, то слишком много людей станут ими довольствоваться и откажутся поддерживать высшие формы культуры.

В своей философии Франкфуртская школа пыталась сочетать заимствованные у Маркса элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа по Фрейду. Ее критиковали за излишнюю элитарность и патернализм.

В определенных отношениях критика школы в адрес медиа совпадала с идеями теории массового общества. С их точки зрения, власть медиа направлена скорее на сохранение существующего порядка, нежели его изменению.

4.2.3. Британские культурные исследования

Работа, проведенная в Центре современных культурных исследований в Бирмингеме в 1970-е годы, сделала британскую школу Идущей в этой области. Британские культурные исследования объединяют марксистскую теорию с идеями и методами исследований, заимствованными из различных источников - в том числе литературной критики, лингвистики, антропологии и истории. Эта школа попыталась проследить доминирование элиты над культурой в историческом контексте, подвергнуть критике социальные последствия этого господства и показать, что под гнетом элиты д0 сих пор находятся определенные меньшинства и субкультуры. Особенно острой критике подвергались поддержка элитой высокой культуры и презрительное отношение к популярным, повседневным формам культуры, практикуемым меньшинствами.

С деятельностью этой школы наиболее тесно связано имя Стюарта Холла. Особенно сильно его влияние проявилось в ряде ис­следований масс-медиа, которые напрямую бросили вызов понятиям ограниченных эффектов и предложили новаторские альтернативы. По его мнению, масс-медиа лучше понимать как народный форум , на котором различные силы стремятся внушить людям собственные представления о социальной действительности и проводят демаркацию границ между разными социальными мирами. Выражаемая на этом форуме культура - это не простое отражение надстройки, а результат динамичного взаимодействия конфликтующих групп. У элит, однако, есть немало преимуществ в борьбе за формирование своей версии социальной реальности, поэтому противоборствующим группам приходится много работать.

Сторонники культурных исследований утверждают, что нельзя быть хорошим социальным теоретиком, если лично не способствовать проведению реформ. Они активно участвуют в самых разных общественных движениях - феминисток, молодежи, расовых и этнических меньшинств, фракции лейбористской партии Великобритании. Но это иногда мешает объективному анализу движения и его культуры. Как правило, теоретиков культурных исследований это мало волнует, ибо они отрицают объективность и даже ставят под сомнение ее необходимость в социальных исследованиях. Их цель - осуществлять те исследования, которые способствуют целям движения, вместо того чтобы служить традиционным целям науки.

В серии книг «Плохие новости» и «Больше плохих новостей» и др. Группа по изучению медиа при университете Глазго использовала ряд методов для изучения новостей о профсоюзах в Англии. Деятельность этой Группы служит примером глубокого долговременного исследования массовых коммуникаций, в котором широко использовались методы критических исследований. Контент-анализу подвергались в основном новости Би-би-си. Выводы оказались спорными, но убедительными.

Группа привела ряд доказательств в поддержку утверждения, что профсоюзы в новостях систематически освещались предвзято. Например, почти во всех информационных сюжетах о профсоюзах фигурировали забастовки, и в типичном телематериале менеджеры изображались более положительно в отличие от членов профсоюзов. Однако в адрес этого исследования были высказаны два важных замечания: 1) для контент-анализа использовались только те сообщения, которые не соответствовали их критериям; 2) не было попыток узнать, интерпретируют ли зрители эти сообщения так же, как Группа. Другими словами, Группа даже не посчитала нужным определить степень оппозиционного декодирования.

4.3. Анализ новостей

Хотя вопрос «что такое новости?» сами журналисты считают явно метафизическим и трудным для ответа, если только не прибегать к интуиции, «чутью» и внутреннему убеждению, определенный положительный результат дают попытки ответить на него путем анализа медиа. «Отцами-основателями» социологии новостей были профессиональные журналисты, которые, пытаясь выяснить природу новостей, использовали свой опыт. Уолтер Липпман сосредоточился на процессе сбора новостей, под которым он подразумевал поиски «объективного четкого сигнала, означающего событие», следовательно, «новости - это не зеркало общества, а информация о каком-нибудь его аспекте , который выдвинулся на передний план»1. Таким образом, аудитории предлагается что-то заметное (и достойное внимания) в форме стандартного информационного сообщения. Именно по этой причине средства Массовой информации поддерживают тесные контакты с правоохранительными органами, судами, больницами, где могут появиться первые признаки события.

Расширение диапазона коммуникационных исследований в конце прошлого века ярко проявилось в росте научного интереса к содержанию масс-медиа. Единицей контент-анализа стал жанр потеснивший привычные отдельно взятые заголовки, побудительные призывы и акты насилия. Жанр рассматривается как своего рода «контракт», когда «режиссеры», «актеры» и «публика» негласно договариваются о производстве и потреблении культурных товаров, В центре внимания исследователей оказываются институты и организации - от индустрии грамзаписи до Би-би-си, участвующие в реализации подобных «соглашений».

Термин «жанр» в обиходе просто означает вид или тип какого-нибудь объекта. В XIX в. он служил для обозначения определенных видов реалистической живописи, но в литературной критике и киноведении этот термин обычно используется в значении любой узнаваемой категории или типа культурного товара. В теории кино он отличается особой неоднозначностью, ибо собственный взгляд творца на свое произведение и причисление его к тому или иному жанру зачастую не совпадают. Что касается большей части содержания масс-медиа, концепция жанра не вызывает особых споров, поскольку, как правило, не связана с вопросом художественного авторства и этот термин играет роль подсказки для аудитории.

Ни одно из предложенных определений жанра в журналистике нельзя считать исчерпывающим. Это могут быть «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками». Или любая категория содержания, обладающая своеобразием, которое в относительно равной степени признают его производители (медиа) и потребители (аудитория). Это своеобразие (или дефиниция) зависит от цели (например, информировать, развлекать и т.п.), формы (продолжительности, темпа, структуры, языка и т.д.) и смысла (опоры на реальные факты) произведения.

Жанры, как правило, устоялись во времени и обладают узнаваемыми чертами- Они сохраняют культурные формы, которые, однако, тоже могут меняться и развиваться в рамках исходного жанра. Каждый жанр имеет стандартную структуру повествования или пос­ледовательность действий, базируется на предсказуемом ассортименте образов и включает несколько вариантов основных тем.

В тележурналистике жанр помогает найти форму, он включает в себя весь спектр художественных приемов, различных сочетаний способов изображения, художественного и музыкального оформления, способствующих наиболее эффективному раскрытию темы. Жанр является тем конкретным средством, которое помогает всем масс-медиа наладить непрерывное и эффективное производство и соотнести свою продукцию с ожиданиями его потребителей. Поскольку он (жанр) к тому же является практическим средством, позволяющим отдельному пользователю медиа планировать свой выбор, его можно считать механизмом упорядочения отношений между двумя основными участниками массовой коммуникации.

Эта точка зрения подтверждается весомыми доказательствами, полученными в результате изучения показа терроризма на британском телевидении в новостях, документальных фильмах, общественно-политических программах и драматических сериалах. Анализ строится вокруг двух концептуальных оппозиций: «открытое» изображение в противовес «закрытому» и «плотное» в противовес «свободному». Открытое изображение оставляет место для нескольких взглядов на проблему (в их случае - на терроризм), включая альтернативные или оппозиционные точки зрения. В закрытом изображении содержится только официальное, доминирующее или консенсуальное мнение ; чем «плотнее» фабула, тем больше зритель склоняется к выводу, выбранному автором, редактором или ведущим программы. Оба параметра взаимосвязаны, но могут действовать самостоятельно, и оба применимы как к реальности, так и к вымыслу. Таким образом, теленовости бывают как «закрытыми», так и «плотными», тогда как документалистика и художественные передачи более разнообразны. Однако, чем больше аудитория, скажем, у вымышленных сцен терроризма, тем «закрытее» и «плотнее» они могут показаться, сливаясь, таким образом, с «официальной» версией реальности, представляемой в новостях.

Теория жанров, как и практика, постоянно развивается, видоизменяется и усложняется. Определенный тип логики, ассоциируемый с одним средством коммуникации, проникает в другое. В ходе живого взаимодействия и модификации жанров различных масс-медиа ломаются междужанровые границы, рождаются новые жанры со своими особенностями4. Например, есть основания полагать, что телеразвлечения (и реклама) оказывают большое влияние на манеру подачи новостей и структуру информационных выпусков в целом.

Любая теория, отмечает Н. Пикор, должен содержать следующие элементы: предположение, объяснения, способность к обобщению и предвидения. Теория должна давать ответ на главный вопрос "почему?" Она толкует весь феномен, включая тем, что происходит с ним и вокруг него. Теория опирается на опыт (наблюдение) и затем производит знания (объяснение). В процессе исследования определенная концептуальная модель состоит в результате оценки ситуации (процессов, контекста, понимание) и усвоения имеющейся литературы (конструктов, теорий, исследовательских находок). Новая теория может возникнуть на основании развития такой модели. Теория объясняет природу причинных связей, поэтому она должна быть способной отвечать не только на текущие вопросы, но также предусмотреть закономерности функционирования этого феномена в будущем.

Существует большое количество теорий, концепций и гипотез массовых коммуникаций, которые у разных авторов имеют другой статус и поле для применения. Наибольшее количество примеров дает американская традиция. Хотя развитие американской науки, опиравшаяся на систематическое проведение медийных исследований, во многих теоретических источниках имеет европейское происхождение. Мы рассмотрим 41 теорию, отталкиваясь от результатов исследования Дж. Брайанта и Д. Мирон "Теории и исследования в массовой коммуникации". Все они расположены в хронологической последовательности. Здесь будут упомянуты социологические теоретические школы, которые повлияли на исследования массовых коммуникаций, общие теории массовых коммуникаций и, наконец, прикладные теории, затрагивающие отдельные вопросы влияния на коммуникационные процессы.

Чикагская школа: прагматизм. Основана Дж. Дьюи во время 10-летнего преподавания в этом университете (1894-1904). Вокруг него объединились Д. Мид, Дж. Тафтс, Дж. Энжел, Е. Эймс и Е. Мур. После переезда Дж. Дьюи в Колумбийский университет эта группа ученых работала под руководством Дж. Тафтса. Прагматисты оспаривали идеализм и метафизику. Истинным и ценным является только то, что полезно людям и дает практический результат. Дьюи был эволюционистом и эмпиристы (его эмпиризм имел индивидуалистический и феноменологический характер). Он считал, что сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Второй важной наследием Чикагской школы, внесла важный вклад в медиадослидження, был гуманизм, который в значительной степени вырос из подчеркивание американской журналистики на вопросах социальных реформ. Ч. Морис просунул семиотика и "неопрагматизм", тесно сотрудничал с Венским кружком.

Венский кружок: логический позитивизм. Круг ученых и философов, организованное М. Шлик, начало свою деятельность 1922

В него входили Г. Бергман, Ф. Франк, Р. Карнап, К. Годелье, Ф. Вайсман, А. Нерат, Г. Фейґл и В. Крафт. Венский кружок привлекал также К. Поппера и Л. Витгенштейна. Главным образом кружок сосредотачивался на логическом анализе научного знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможно только научное знание. Предметом философии должна стать речь, прежде всего язык науки. Представители этого направления утверждали, что знание имеет только два источника: логику и эмпирический опыт. Венский кружок распался после оккупации Австрии нацистами в 1938 Многие его членов, в т. Ч. Благодаря тесному сотрудничеству с Ч. Моррисом, эмигрировали в США. До 1950-х гг. Логический позитивизм был наиболее влиятельным направлением в философии науки.

Франкфуртская школа: неомарксизм. Была основана Ф. Вейлом в Институте социальных исследований Франкфуртского университета в 1923 В нее входили: М. Хоркхаймер, Ф. Поллок, К. Ґрюнберґ, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, К. Ландавер, А. Кирхгаймер Ю. Хабермас Представители Франкфуртской школы ввели понятие социальной философии и методологически расширили рамки марксистской идеологии, исправляя ее догматизм. Институт социальных исследований уехал из Германии с приходом к власти Гитлера и работал длительное время в Женеве, Лондоне, Париже, а с 1936 г.. - В США. Франкфуртская школа знаменитая развитием метода анализа, названного критической теорией, которая стремится раскрыть скрытые властные отношения (связи) внутри культурного феномена. Другие достижения - теории культурной гегемонии и авторитарной личности. У1950 г.. Институт вернулся в Германию.

Бирмингемская школа (Британские культурные студии). Работала на базе Центра современных культурных исследований при Бирмингемском университете, основанном Р. Гогтартом и С. Голлом в 1963-1964 гг. Основные представители, Р. Уильямс, Д. Гебдидж, А. Мак-Робин, создали метатеоретический почву, применяя марксизм и политэкономию, пост структурализм, критическую теорию и феминизм. Они заимствовали свой методологический инструментарий по социологии, истории, этнографии, медиастудий (включая исследования текстов и аудитории). Теоретический вклад Бирмингемской школы охватывает социологические и философские перспективы в культуре, лингвистике и семиотике. ее представители особенно интересовались масс-медийной проблематике, что отразилось, в частности, в разработке концепта медиа империализма. Бирмингемская школа рассматривает интерпретацию аудитории и молодежные движения как формы оппозиции доминирующей идеологии.

Марксизм (1844). Опирается на исторический материализм и политэкономию. Составляет основу многих теорий массовой коммуникации. Сама история трактуется как история классовой борьбы. Прогрессивные классы возникают в связи с развитием новых форм производства. Поэтому новые общественные формы тесно связаны с победой этих классов, которая обычно является следствием революционного насилия. Это происходит потому, что господствующий класс никогда не отдает власть без борьбы. Государство является тем, с помощью чего господствующий класс насильственным путем удерживает власть над другими классами. К. Маркс предложил политическую доктрину коммунизма, задуманную как устранение классового деления и борьбу за то, чтобы сделать государство собственником продуктов производства, которые потреблялись всеми гражданами в равной степени по принципу: от каждого по возможностям, каждому - по потребностям. СССР был первым историческим экспериментом марксистского коммунизма.

Психоаналитическая теория (1909). 3. Фрейд первым употребил термин "психоанализ" в 1902 Он трактовал нарушение психики не как следствие физиологических или химических проблем, а проблем с подсознанием. Бессознательное выступает в Фойда как сфера первичных инстинктов, прежде всего сексуальных влечений. Это также система психики, которая состоит из: Оно (совокупности бессознательных влечений-инстинктов) Я (Ego) Сверх-Я (Super-Ego), которое формируется под влиянием семейного, а затем целостного культурного воспитания. Для Оно важнее всего возможность разрядить возбуждение, то сексуальную энергию, которая накапливается в нем. Это может угрожать психике человека, влиять на поведение, быть причиной невроза. Однако через защитные механизмы (сублимацию) сексуальная энергия может превращаться в духовную и творческую. Теория психоанализа развивалась многими авторами. Она проецируется на философию, культурологию, политологию, исследования массовых коммуникаций.

Бигевиоризм (1913). Возникает как методологическая реакция в психологии, стимулировалась научным объективизмом, в противовес интерпретативная (спекулятивном) направления, представленном психоанализом. Он был введен как теория обучения и приобретения новых типов поведения. Дж. Уотсон был сторонником методологического бигевиоризму. Он говорил, что только поведение может быть исследована объективно, в то время как мыслительные процессы - нет. Поэтому последние вообще не попадают в разряд научных исследований. Бигевиоризм игнорировал мотивацию и психическое тип действия в качестве основы для ее реализации. Б. Скиннер развил идеи Ватсона и предложил теорию, описывающую достижения в поведении как ассоциативное обучение из опыта (последствия предыдущих реакций на стимулы окружения). Она находилась под сильным влиянием социальных наук, особенно образования и социологии, а также была во многом созвучна принципам коммуникации.

Функционализм (1915). Французский социолог Э. Дюркгейм был одним из основателей структурного функционализма. Он исследовал связи между фактами социальной жизни, социальными структурами, культурными нормами и ценностями и лицом. Функционализм распространился в Великобритании благодаря усилиям антропологов в начале XX в., А в 50-60-х pp. стал доминантным направлением в американской теории. Краеугольным камнем функционализма является метафора живого организма, все части и органы которого организованы в единую систему. Подобный взгляд существует на общество, социальные институты и людей, которые являются членами этого общества. Р. Мертон и П. Лазарсфельд всего применяли идеи функционализма в исследованиях массовой коммуникации. Они исследовали использования медиа как функцию приобретения знаний, что осуществляется под влиянием социальных структур. Они также особо интересовались пропагандой и влиянием на массовые убеждения через медиа.

Общая семантика (General semantic, 1919). Основатель теории - польский ученый А. Коржибський, который эмигрировал в США после Первой мировой войны и работал в Чикагском университете. Изучал т.н. семантические реакции человека на информацию, поступающую из окружения. Коржибський верил, что способность к коммуникации является сущностью человека. Теория включает в себя три принципа: карта - это не территория (слова имеют много значений); карта изображает только часть территории (любое утверждение полифоническое) карты карт конденсированных территорию (общая картина складывается из изучения, усвоения и обобщения многих картин, впечатлений и информации по этой же теме). Иначе мы получим вместо понимания всей проблемы мозаику второстепенных дел. То есть существует угроза потерять понимание сути из-за ложного следования риторике, что всегда пытается представить дело односторонне.

Теория когнитивного развития Пьяже (1921). Основная концепция швейцарского психолога Ж. Пьяже известна под названием "генетическая эпистемология". Он оставил эмпирически обоснованную теорию роста знаний индивидуума с детства до взрослого возраста, представленную в виде прогрессирующей конструкции логично вводимых структур, заменяют друг друга в процессе последовательного включения низшего логического значения в выше. В соответствии с тем, как ребенок растет, он вступает в процесс социализации и проходит несколько стадий. Пьяже различает четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторный период, операционная стадия, стадии конкретных операций и формальных операций. Теория Пьяже сделала ценный вклад в развитие искусственного интеллекта и компьютерные науки, способствовала исследованию развития ребенка, воздействуя на реформы в образовании, а также создала платформу для исследований массовой коммуникации с детьми.

Теория массового общества (1930-е pp.). Была закономерным ответом на скорую индустриализацию, атомизацию и индивидуализацию. Масса изолированных индивидов потеряла те культурные связи между своими членами, имеет традиционное общество, она дезориентирован и легко поддается различным манипулятивным воздействиям медиа. Зато существует также культурная "элита", которая должна вести за собой эти "массы".

Символический интеракционизм (1934). Берет свое начало с работ немецкого социолога М. Вебера и американского философа Д. Мида. Название теории была предложена Г. Блумером (1969). Для интеракционистов люди прагматичными актерами, которые постоянно подстраивают свое поведение под действия других актеров. Мы можем подстроиться под эти действия только потому, что готовы предоставлять им значения, толковать их как символические объекты и мысленно репетировать альтернативные варианты действий еще до того, как мы их сделаем. Теоретики интеракционизма рассматривают людей как активных участников, конструируют свой социальный мир. Поэтому общество выступает образцом такого взаимодействия между индивидуумами. Символический интеракционизм выдвинул методологию исследований межличностной коммуникации и социологии коммуникации вообще, которая, однако, была раскритикована за несистематичность и "импрессионизм".

Двухступенчатый движение коммуникации (Two-step flow, 1940). Эмпирические исследования 1940-1950-х pp. опровергли теории сильных медиа-воздействий. Функционалист П. Лазарсфельд вместе с коллегами предположили, что между личностная коммуникация рядом с лидерами общественного мнения выступает опосередкувальною звеном по медиа-воздействий. Эту модель была впоследствии использована теоретиками диффузии инноваций.

Теория атрибуции (Attribution theory, 1944). Основателем этой теории был социальный психолог Ф. Хайдер. Предметом теории атрибуции механизм, которым люди объясняют свое поведение. Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причинные связи, и того, что они делают с этой информацией для ответа на вопрос о причинах. Внешняя атрибуция обращает внимание на те силы, которые находятся вне контроля человека, и поэтому она не чувствует собственной ответственности (пример - погода). Внутренняя атрибуция связывает причинность с собственно человеческими факторами, которые делают выбор, а потому и чувство ответственности (пример - интеллект). Вообще, люди склонны приписывать свои успехи внутренним факторам и объяснять свои неудачи влиянием внешних сил. Примеры внешней и внутренней атрибуции определенного человека проявляются через ее самопозиционирования в группе лиц, с которыми она связана.

Линейные модели (1946). Ранние модели масовокомуникацийних процессов брали за основу неуправляемое движение информации от коммуникаторов через медиа к аудитории. Г.Лассвеллом (1948) предложил модель, которая стала классическим образцом исследований массовых коммуникаций: кто сообщает? что? через канал? кому? с каким эффектом? Следующее теоретизирования фокусируется на отдельных сегментах и аспектах таким образом определенного процесса.

Теория четырех функций (1948). Г.Лассвеллом (1948, 1960) высказал предположение, что медиа осуществляют три основные социальные функции: наблюдение за текущими событиями (производство новостей), взаимосвязь между членами общества (отбирая, интерпретируя и критикуя текущие события), передачи социального наследия (социализация) . Ч. Райт (1960) добавил четвертую функцию: развлекательную.

Кибернетика. Общая теория систем (1948). Отец кибернетики, математик Н. Винер, описал случайные сети, лежащие в основе коммуникации и организации процессов в динамических системах. Кибернетика формирует метатеоретического надстройки для отдельных дисциплин, таких как теория систем, коммуникативная теория или анализ решений. Достижения кибернетики как вспомогательной дисциплины применяются также в других науках.

Математическая теория медиа Шеннона и Уивера (1949). Математическая теория коммуникации, предложенная К. Шенноном и В. Вивером, описывает коммуникацию как линейный процесс, включая источником информации, сообщением, передатчиком (технологическим), сигналом, шумом, который искажает сигнал во время его передачи через медиа, получателем (технологическим), переданным сообщением и местом назначения (человеком).

Модель вратаря (Gatekeeper model, 1950). Срок принадлежит Д. Байтовые, который назвал одного из редакторов, его деятельность он исследовал, "Мистер Гейтс". Байт оценивает работу "вратаря" как чрезвычайно субъективное и приходит к выводу, что наиболее ответственными за отбор новостей являются персональные мотивации ґейткипера. Однако более поздние исследования показали, что главными являются те факторы, которые извне влияют на него. На первой стадии журналисты и репортеры собирают "сырые" новости, на второй этот материал отбирается и сокращается ґейткиперамы, которые из-за этого селективный контроль буквально делают новости. Кроме их субъективизма, учитывается бюрократический, коммерческий, политический контроль. Существует также понятие news values - новостных ценностей, неформального кода, используемого для производства новостей. Это не прерогатива отдельных журналистов, а стандарт корпоративного стиля и профессиональной идеологии.

Медиативная теория смысла (1952). Ч. Осґуд утверждал, что значение выполняет посредническую роль в формировании поведения человека в ответ на внешние раздражения. Сначала человек реагирует на звук грома своими рецепторами. Затем она соотносит этот звук со своим опытом (что может означать и какие могут быть последствия). И только после этого ищет убежища от дождя. Вместе с коллегами Ч. Осґуд эмпирическим путем разработал семантический дифференциал как средство объективного измерения смысла. Были установлены три базовые измерения: оценка (это хорошо или плохо для меня?), Сила (это сильнее или слабее меня?) И активность (это проворнее или медленнее меня?). Осґуд верил, что эти три эмоциональные реакции (измерения аффекта) имеют универсальный характер и является средством для открытия семантического пространства. Он также изучал то, как люди достигают последовательности или согласованности в оценке определенных проблем и других людей.

Четыре теории прессы (1956). В нормативной теории Ф. Сиберт, В. Шрамм и Т. Питерсон описывают четыре основных типа прессы, которые стали классическими. Они раскрывают логику функционирования четырех прессовых макроструктур, которые принадлежат к разным социо систем. Авторитарная модель предполагает лояльность прессы к власти, журналисты не имеют независимости от своих медийных организаций. Свободная пресса функционирует в условиях свободного рынка идей, журналисты и медиапрофессионала являются независимыми. Модель социальной ответственности исходит из того, что свободный рынок не оправдал надежд относительно свободы прессы. Подчеркивает важную роль медиа в обществе и высоких профессиональных стандартах. СМК должны саморегулироваться. Согласно советская (тоталитарная) пресса полностью подчинена государству и идеологии марксизма-ленинизма. Свобода слова и профессиональная независимость здесь не рассматриваются.

Теория когнитивного диссонанса (1957). Эта теория Л. Фестинґера утверждает, что люди пытаются согласовывать свое поведение с собственными взглядами и взглядами других людей. Во время конфликта между убеждениями и действиями индивид корректирует когнитивный компонент для устранения его несоответствия. В стремлении устранить диссонанс может меняться поведение, отношение или поиск новых мыслей о том, что порождает диссонанс.

Доминантная парадигма (1950-е гг.). Другое название - парадигма, или теория, модернизации. Была популярна в развитых странах Запада после Второй мировой войны. В этой перспективе развитие рассматривали как тип закономерных социальных изменений, если в социальной системе определенной страны ввести производительные методы социальной организации. Этому способствовали укрепление самих западных стран, успех плана Маршалла, возникновение постколониальных государств, распространение коммунистической идеологии, западное либерально-капиталистическое мышление, которое опиралось на дарвинизм, функционализм и теории социальных и экономических изменений М. Вебера, а также результаты количественных исследований социальных наук. То есть развивающиеся страны, должны внедрить у себя западную общественную модель. Не учитывались местные особенности, которые требовали решения другого порядка культурных, экономических и политических проблем.

Теория модернизации Лернера (1958). Д. Лернер применял результаты этнографических исследований на Ближнем Востоке, которые подтверждали разрушение традиционной культуры и одновременно содействие распространению современного образа жизни как следствие введения и влияния радио. Эта теория была основой для политики модернизации в странах «третьего мира», в которых масс-медиа использовались с целью продвижения желаемых изменений. В этом же контексте Е. Роджерс (1962) также сосредоточен на проблеме диффузии инноваций адаптации положительных изменений и развития социальной системы. В. Шрамм в своей влиятельной труда "Масс-медиа и национальное развитие" отмечал роли медиа как агента социальных изменений в развивающихся странах. Социальные изменения рассматривались преимущественно как однонаправленный, сверху - вниз, процесс. Шрамм считал, что социальные изменения являются совокупным результатом изменений, происходящих с личностями.

Теория использования и удовлетворения (Uses and gratifications, 1959). Официальное рождение этой теории связывается с заявлением Б. Берельсона о том, что исследования коммуникаций, кажется, умерли, и ответом Е. Каца - исследования должны двигаться от выяснения того, что медиа делают с людьми (убеждение), к тому, что люди делают с медиа. Теория утверждает, что каждый член аудитории на основании собственных отличий отбирает для себя различные сообщения, разными способами и по-разному на них реагирует, поскольку сама информация, поступающая с медиа, является лишь одним из многих социальных и психологических факторов, определяющих выбор со стороны потребителя. Это означает, что индивидуальные социальные и психологические характеристики членов аудитории обусловливают влияние СМК так же, как и сама медиаинформации. Поэтому отбор потребителями программ, фильмов, газет и т.д. для удовлетворения определенных собственных нужд является активным процессом.

Теория диффузии инноваций (1962). Согласно этой теории, любая инновация (идея, методика, технология) распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Е. Роджерс обращается к роли медиа и межличностных коммуникаций (лидеров общественного мнения), также к характеристикам инноваций, влияющие на скорость их усвоения (сравнительное преимущество, совместимость, незначительная сложность, возможность проверки, возможность обзора). Под влиянием теории линейных моделей коммуникации Роджерс сформулировал последовательность шагов процесса диффузии: знания, убеждения, решения, внедрение, подтверждение. Он различает новаторов (2,5%), ранних принимающих (13,5%), раннюю большинство (34%), позднюю большинство (34%) и отстающих (16%). В области массовых коммуникаций теория диффузии инноваций используется в исследованиях процесса усвоения новых технологий и распространения новостей. Также применяется во многих других отраслях.

Парадигма зависимости (1960-е гг.). Возникла в странах "третьего мира" как антитеза теории модернизации. Рассматривала развитие с точки зрения постколониальных стран, которые должны объединиться для решения общих (в т. Ч. Экономических и медийных) проблем. Связана с антиимпериалистической риторикой неомарксизму, структурализмом. Недостатком является переоценка внешних и недооценка внутренних (коррупция и т.д.) причин аномалий развития.

Теория расширения ощущение Мак-Люэна (1964). Имеет также название "Теория технологического детерминизма". М. Мак-Люэн рассматривал медиа как расширение человеческих чувств. По его мнению, главные влияния медиа обусловлены формой больше, чем содержанием. Мак-Люэн утверждал, что средство коммуникации сам является сообщением, различал "горячие" и "холодные" медиа. Первые расширяют одно чувство степени высокой определенности, то есть наполненности данными. Это радио, телевидение, книга. их отличает низкая степень участия аудитории. Холодные медиа характеризуются высокой степенью участия потребителей или же личным достройкой того, чего им не хватает. Эти средства только предоставляют аудитории форму и для своего функционирования требуют большого личного вклада (телефон). Когда медиюм перегревается, он видоизменяется в другой медиюм. Холодные медиа - это технологии племени (втягивают человека), согласно горячие являются технологиями цивилизации (исключают).

Социальное конструирование реальности (1966). Австрийские социологи П. Бергер (эмигрировал в США) и Т. Лукман утверждали: реальность социально конструируется и социология знания должны анализироваться процессы, по которым это происходит. Люди вместе создают собственное социальное окружение. Специфическая природа человека предполагает ее социальность. Любая человеческая деятельность узвичаюеться, то есть усваивается и становится образцом для последующего выполнения. Благодаря распределению труда и инновациям всегда будет открыта дорога для других общепринятой. Следующим шагом является институционализация. Это следствие взаимной типизации принятых действий различными деятелями. Институты предусматривают историчность и контроль. Институциональный мир мы квалифицируем как объективную реальность. Согласно масс-медиа играют важную роль (в основном из-за новостей и развлечения) в процессах узвичаення, институционализации и стабилизации социальных систем.

Теория культивации (1969). Д. Гербнер и его сотрудники в Пенсильванском университете верили, что люди вовлекаются в культурное окружение, созданное медиа, и не могут вырваться из-под "культивированного" ими влияния. Эта теория начинается с исследовательской программы проблем медийного насилия, которая получила название "Проект культурных индикаторов". Главное утверждение теории культивации заключается в том, что чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем больше его восприятие мира приближается к тому образу, который он видит на экране. В зависимости от некоторых характеристик телезрителей эффект культивации может быть больше или меньше выраженным. Исследования показали, что мировоззрение потребителей с высоким уровнем образования меньше попадает под влияние телереальности. Ключевые понятия: телевидение как главный поставщик образов; господствующая тенденция; резонанс; взаимодействие; комплексные психологические процессы.

Теория разрыва в знаниях (Knowledge gap theory, 1970). Теория П. Тиченора, Г. Донахью и К. Олиена утверждает, что часть населения с высшим социоэкономическим статусом имеет наклон к получению информации гораздо более быстрыми темпами, чем та, что имеет более низкий статус. Причем эта разница между обеими группами имеет тенденцию к постоянному увеличению. Разрыв в знаниях углубляется в связи с технологическим прогрессом.

Медийная гегемония (1971). Концепты культурного / медийного империализма или гегемонии (А. Грамши) связаны с марксистской теорией экономического детерминизма, переосмысленной Франкфуртской школой. Теоретики медийной гегемонии утверждают, что класс, который имеет экономическую власть, использует не только политику (идеологию, правительственные структуры), но и культуру (науку, искусство, образование, публичную коммуникацию) как средства контроля над всем обществом. Концепт медийного империализма также выражает убеждение идеологов антиколониализма, что культурные институты, распространены по всему миру Западом (включая СМИ), продолжают использоваться в тех странах, которые обрели независимость, как инструмент контроля над общественным мнением, социальной, экономической и политической практикой. Обслуживание правительства как функция медиа была сформулирована в противовес функции "сторожевого пса" и свободного рынка идей.

Повестка дня (Agenda-setting, 1972). Б. Коген говорил, что пресса не могла бы быть успешной, если бы она только говорила людям, что думать, но она потрясающе успешной, потому что говорит своим читателям, о чем думать. Исследование повестки дня были инициированы М. Мак-Комбсом и Д. Шоу, которые проводили лонгитюдный анализ медийного контента по определению влияния политической повестки дня на медийный повестку дня. Более поздние исследования сосредоточены на вопросах: кто его определяет, чей он, с помощью которых техник, с каким интервалом времени основные положения перемещаются от одного места действия к другому, какие факторы важны для каждой арены. Изучаются главные факторы, которые важны для каждой арены, и техники, по которым выстраивается повестку дня. Дж. Диринг и Е. Роджерс считают способом своеобразного конкурирования между теми, кто хочет добиться внимания медийных профессионалов, публики и политических элит.

Спираль молчания (Spiral of Silence, 1973). Е. Ноэль-Нойман отмечала: кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, то молчит. Эта теория объясняет, почему люди не склонны публично выражать свою точку зрения, скрывать взгляды или менять свою позицию, когда они являются меньшинством в определенной группе. Вот главные позиции теории: сначала люди пытаются узнать о доминирующей общественное мнение; они в основном готовы подстраиваться под нее; люди боятся остаться в изоляции; они колеблются по выражению взглядов, которые отнесут их к меньшинству. Люди различают для себя время, когда можно говорить и когда надо молчать. Так возникают возможности для манипуляций, так как представленной оказывается только одна сторона. Медиа имеют большую власть. По словам Э. Ноэль-Нойман, они даже могут представить большинство как меньшинство. Телевидение не только передает общественное мнение, оно также создает ее.

Социальное обучение (Social learning, 1973). Исследования А. Бандуры по усвоению детьми агрессивного поведения привело его к развитию теории социального научения из чужого опыта. Это наблюдательное обучения, описанное Бандурой, стало заметным теории изучения медийных воздействий (положительных и отрицательных). Она объясняет поведение через взаимодействие трех типов факторов: когнитивных, поведенческих и внешней среды. К когнитивных способностей принадлежат символика, саморегуляция, саморефлексия. В процессе социального обучения человек опирается на способности замещать, наблюдать, моделировать, мотивировать, абстрактно моделировать. Когда индивид воспринимает информацию, она может влиять на него в виде сдерживающего или разрешительного факторов. Эта теория широко используется для теоретического обоснования различных информационных кампаний, изучение влияния сцен насилия в медиа.

Теория фрейминга (1974). Главное предположение теории Э. Ґофмана свидетельствует о том, что контекст приводит наши действия, поведение и понимание. Фреймами являются когнитивные структуры, которые направляют наше восприятие и представления социальной реальности. Это своеобразные правила игры, которые могут развиваться. В медиа это принципы отбора - коды ударений, интерпретации и презентации. Медийные продюсеры обычно используют их для организации медийных продуктов и дискурсов, вербальных и визуальных. В этом контексте медийные фреймы дают возможность новостным журналистам, например, перерабатывать и оформлять большое количество разнообразной информации быстро и нормирован. Они очень важны в кодировке медийных текстов и декодировании их аудиторией. Как исследовательская методология фрейминговий анализ изучает набор определенных аспектов проблем, изображений, стереотипов, метафор, стиля, композиции и т.д., которые используются для намека на специфический ответ.

Медийная зависимость (1976). Теория С. Бол-Рокешо и М. де Флера утверждает, что чем больше индивидуум или населения возлагаются на медиа в необходимости иметь определенные ответы на свои вопросы, тем больше их зависимость от СМК. Любая непредсказуемая смена в социальном окружении, что влечет за собой переживания по поводу важных для всех дел, будет вследствие усиления интереса к медиа, которая только увеличивать тревогу.

Альтернативная парадигма (1970-е гг.). Плюралистическая перспектива: каждое общество, регион или группа должны найти собственный путь развития. Борьба за гражданские права и мир, экологический и феминистское движения в индустриальных странах, либеральные и национальные движения в коммунистических странах и развивающихся. В коммуникации требуется разнообразие, Деинституциализация, локальность. Критиковалась за утопичность.

Феминистская медийная теория (1970-е гг.). Преимущественно влияет на студии медийной культуры. Исходит из того, что медиа в своей социализацийного функции (через повторение тендерных ролей и усиление стереотипов) искажают роль женщины в обществе. В частности медиа всегда традиционно представляли место женщины дома и отводили ей второстепенные роли во всех сферах жизни. Феминистская медийная теория также распространяется на возражения точки зрения, что опыт женщины в обществе - исторически, культурно и фактически - достаточно отличным от мужского опыта. Это следует из того, что медиа контролируются мужчинами или, если это не так, женские аудитории все равно через призму определенных мужских ценностей. Это, конечно, следует изменить. Феминистские мотивы часто находят свое отражение в других теориях культурных исследований, преимущественно левого толка.

Теория эффекта третьего лица (1983). В. Дэвисон доказал, что люди склонны переоценивать влияния медиа на других людей, недооценивая эти влияния в отношении самих себя. Термин "третье лицо" происходит из ожидания, что медиа не уведомление не будет сильного влияния на "меня" (первое лицо) или на "Вас" (второе лицо), но будет иметь "них" - третьих лиц. Теория состоит из двух частей. Первая - это упомянутое индивидуальное предположения. Вторая содержит поведенческий компонент: ожидания людей относительно воздействий медиа на других склоняет их к определенным действиям, возможно, потому, что они хотят помешать этим предполагаемым воздействиям. То есть имеем интуитивное призывов к эффекта третьего лица. На такие решения влияет желательности или нежелательности сообщения социальная дистанция, личные и групповые различия. В отдельных случаях человек признает влияние медиа на себя, считая его социально желательным. Тогда речь идет о т.н. эффект первого лица.

Нормативные теории Мак-Кпейла (1987). Д. Мак-Квейл добавил к классическим "четырех теорий прессы" еще две: развитию и демократического участия. Первая подчеркивает специфические особенности развивающихся стран, среди которых: отсутствие необходимых для развития системы массовой коммуникации инфраструктур, профессиональных навыков, производственных и культурных ресурсов, определенной аудитории, отсутствие осознания потребности в независимых медиа. Отдается предпочтение горизонтальным коммуникациям. Государство легитимизирует возможность цензуры, журналисты должны быть лояльными к правительству. Главная идея второй заключается в интересах и потребностях активного получателя сообщений, в частности относительно прав на качественную информацию и ответ. СМК должны использоваться для взаимодействия в условиях небольших общин, в интересах группы и субкультуры. Теория отвергает централизацию, коммерциализацию и бюрократизацию, фокусирует внимание на интерактивности, доступе к медиа, широком участии.

Пропагандистская модель (1988). Е. Герман и Н. Чомски в своей теории исходят из того, что в странах с рыночной экономикой медиа не имеют свободы, а лишь обслуживают господствующую элиту. Существует пять фильтров, через которые проходят новости перед тем как попасть в аудитории. Это собственность (интересы крупного капитала), реклама (главный источник доходов), власть (ньюзмейкерство бюрократии), легальный давление на медиа (судебные иски, законопроекты, заявления и т.п.), антикоммунизм (сосредоточение внимания только на жертвах врагов). Поэтому американские СМК возникают эффективными и влиятельными идеологическими институтами, осуществляющими функцию пропагандистской поддержки рыночной системы без особых специальных принуждаемый. их деятельность санкционируется согласия внутри властной элиты. Позже Е. Герман уточнял, что речь идет не о теории заговора как такую, пропагандистская модель представляет "управляемую рыночную систему".

Теория прайминга (1991). Родственна когнитивными исследованиями. Она предусматривает, что понятия, каким образом взаимосвязаны, сочетаются в определенные ментальные структуры, так что в случае активации какого-то одного понятия активируются и все остальные. Эффект прайминга (предварительной подготовки аудитории) зависит от: оценки идивидуумом ситуации воспринимается; оправданности, с его точки зрения, увиденного насилия; степени отождествления себя с персонажем; реальности событий; связанности с предыдущим опытом. Эффект прайминга рассматривается как один из аспектов больших ментальных моделей, которые составляют определенный набор знаний индивида о мире, его воспоминаний, впечатлений, чувств. Он не всегда осознается человеком. Существует несколько концепций, которые его объясняют. Это модели корзины (актуальное "сверху"), аккумуляторной батареи (частотность активации) и синоптическая модель (недавние впечатления имеют сильнее и кратковременное воздействие).

Медийная грамотность (Media Literacy). Эта теория утверждает, что аудитория через получение специальных знаний может научиться сопротивления нездоровой зависимости от медиа и иметь собственный взгляд на медийные сообщения. Она легла в основу широкой просветительской политики в США, где наблюдается значимо разрыв в знаниях между различными социальными группами. Хотя ученые отмечают, что цель медийной грамотности - дать возможность отдельным людям контролировать (понимать и интерпретировать) медийное программирования, медийная грамотность выходит не столько из конкретных манипуляционных угроз, как с опасности дезориентации человека перед валом информации. Специальная Конференция национального руководства по медийной грамотности, спонсируемая 1992 Институтом Аспена, подчеркнула, что речь идет о "способность гражданина" пользоваться массовой информации. В Украине в этом направлении работает Б. Потятиник (медийная философия, медийная критика, медийная экология).

Теория самореференции Лумана (1996). Есть производной от системной теории, которую Н. Луман противопоставлял критической теории. Как консерватор он находился в оппозиции к представителям Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермаса). Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, нам известно из медиа. Главный принцип существования медиа - самовосстановления (автопойезис). Теория рассматривает две реальности масс-медиа: первая основывается на их функциональности, вторую они создают сами. Медиа работают через взаимодействие самореференции и инореференции. Человек должен отличать индивидуальное восприятие реальности от других через собственный вклад в коммуникацию. Луман различает наблюдения первого порядка (наблюдение объектов) и наблюдения второго порядка (наблюдение наблюдения). Масс-медиа относятся ко второму. Они руководят процессом самонаблюдения современного общества.

Теория массовой коммуникации «КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Лекция 8 Коломиец Виктор Петрович доктор социологических наук, профессор

Литература Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М. , 2010. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М. , 2000 Брайант Дж. , Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. , СПб, Киев 2004.

Содержание 1. Массовая коммуникация и культура 2. Британская школа культурных исследований массовой коммуникации 3. Концепция культивации

Кребер, Клакхон Обзор определений культуры дали американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон (Kraeber A. , Kluckhohn C. Culture. Critical Review of Concepts & Definitions. N. Y. , 1964). Авторы отмечают, что для современной американской мысли категория "культуры" столь же фундаментальна, как "эволюция" в биологии, и приводят 164 определения культуры. Эти определения они делят на ряд групп (описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические).

Минюшев Ф. И. Минюшев: «культура – это ценностно отобранный и символико семантический организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем» . Достоинства данного определения – культура это позитивный опыт человечества (нет проблемы соотношений культуры и цивилизации, больше соответствует обыденному представлению). Недостаток – аксеологически окрашенная категория (культура все то, что позитивно, полезно для человека как родового существа).

Джон Фиске Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный и неизменный процесс производства смыслов для и из социального опыта» . John Fiske Television culture. 1987

Культура и культурная деятельность Культура = культурное наследие + культурная деятель ность. Культурная деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + массовая коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Массовая коммуникация – трансляция культурных ценностей (смыслов)

Бирмингенский центр культурных исследований Основан в 1964 году. Руководители: Ричард Хоггарт, Реймонд Уильямс и Стюарт Холл. Британская школа в очень значительной степени подвержена идеям марксизма и вообще была тесно связана с левыми движениями, с анализом культуры рабочего класса и т. п. в противовес исследованиям культуры элитарной. Книга Хогарта «Выгоды образованности» (1957) вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для культурных исследований.

История В 50 х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались влиянием развивающейся массовой культуры в послевоенной Британии, особенно ее влиянием на рабочий класс. Чтобы ответить на поставленные вопросы, Ричард Хоггарт создал небольшой аспирантский Центр Современных Культурных Исследований при Бирмингемском Университете. После ухода Р. Хоггарта в конце 60 х Центр возглавил его коллега, Стюарт Холл. Работа С. Холла и аспирантов Университета, проведенная в 1970 х, завоевала большой авторитет. Она во многом и определяет то, что сегодня называется культурологической теорией.

Кино Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино и телевидения. Анализ кино, приведенный в журнале «Скрин (Экран)» Британского Института Кино в 70 х годах, утверждал, что способ представления сюжета (методы монтажа, визуальный ряд и т. д.) контролирует и направляет зрителя. Повествовательная манера кино неуловимо, но властно навязывает свою интерпретацию зрителю, который поставлен в такую ситуацию, что ему приходится воспринимать кино определенным образом.

Телевидение Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения хотели создать более развернутый анализ устройства телевидения. Они утверждали, что телевидение пытается навязать зрителям предпочтительное толкование, но зрители имеют возможность от него отказаться и выработать свою собственную интерпретацию увиденного и услышанного. 14

Идеология Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии. Термин заимствован из марксистских работ. Многое говорилось о значении термина «идеология, но суть можно свести к следующему. В нейтральном смысле, идеология это последовательный набор общественных ценностей, убеждений и значений (к примеру, католицизм, социализм, вегетарианство). По К. Марксу доминирующая идеология это важнейшее понятие, касающееся, в частности, ценностей, убеждений и интерпретаций господствующего (правящего) класса. В классическом марксизме анализ доминирующих ценностей проводился в терминах классовых отношений. 15

Кодирование/декодирование Наиболее известной работой С. Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в значительной мере изменила методологические основания современной теории коммуникации и которая позволяет понять, как именно Холл предлагает анализировать сложные процессы репрезентации и интерпретации в масс медиа, а также отношения автора и реципиента. По его мнению, в реальности процессы коммуникации имеют петлеобразный характер. Производство сообщений, их циркуляция, потребление и затем воспроизводство образуют единый цикл. В связи с этим процессы кодирования и декодирования сообщения должны быть рассмотрены как единое целое, как взаимно друга детерминирующие фазы единого процесса. Схема, предложенная Холлом, включает в себя следующие элементы: техническая инфраструктура отношения производства профессиональные навыки и знания структуры значения № 1 кодирование программа как "осмысленный" дискурс декодирование структуры значения № 2. . . .

Анненбергская школа Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому количеству исследований, которые пытались объяснить влияние, прежде всего, телевидения (телевизионного насилия) на население (детей). Гипотеза культивации была попытка объяснить воздействие телевидения на зрителей Истоки ее заложили и группа исследователей Анненбергской школы коммуникаций из университета Пенсильвании (профессор Джордж Гербнер), которые проводили длительное и широкомасштабное исследование в течение 80 х годов, чтобы выяснить влияние телевидения на культурные установки и их формирование

Проект культурных индикаторов Начат в 1967 году по инициативе Джорджа Гербнера первое исследование проводилось для американской Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его предотвращения Введен «коэффициент враждебности мира» , используемый для изучения восприятия насилия и агрессивности телезрителями. Проводится ежегодный контент анализ телевизионного насилия. Особое внимание уделяется содержанию телепрограмм, транслируемых в лучшее эфирное время в будни и выходные дни. Исследуется эффект культивации, вызванный сформированными телевидением образами семьи, гендерными и возрастными стереотипами

Культивация Согласно Гербнеру, телевидение несет ответственность за большинство «культивационных» и «аккультурационных» процессов, в рамках которых люди систематически подвергаются селективному взгляду общества на большинство событий жизни, взгляду, который имеет склонность формировать их ценности и веру определенным образом. Чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.

Институциализация, сообщение Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаинформации Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, например, гендерных образов, образов меньшинств, образов отдельных профессий и т. д.

Ключевые понятия Телевидение как величайший рассказчик – оптовый поставщик образов Мейнстриминг (господствующая тенденция) Резонанс Взаимодействие Комплексные психологические процессы

Мэйнстриминг Более вероятно, что тот, кто мало смотрит телевизор, имеет мнения по различным вопросам, расходящиеся с общепринятыми, а тот, кто смотрит телевизор много, в большей степени склонен к конформизму. Для тех, кто смотрит телевизор много, он подавляет своей монопольной властью все другие источники информации, идей и мысли. общепризнанной, телевидению. если она прозвучала по

Технология реализации мэйнстриминга Телевидение затушевывает традиционные социальные различия; Оно склоняет и вовлекает различные группы, ранее отклонявшиеся от основного течения, в мэйнстрим; Оно направляет приведенную к единому основанию социальную массу в сторону господствующих, центральных интересов в области экономики, политики и власти

Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искаженный образ действительности, представленной на экране. Когда непосредственный опыт телезрителя соответствует получаемой им информации, ее содействие усиливается – она резонирует, способствует эффекту культивации.

Взаимодействие Между телевидением и зрителями осуществляется динамическое взаимодействие. Некоторые зрители более подвержены культивационному воздействию, что объясняется определенными личностными характеристиками, особенностями социальной среды, культурными традициями и т. д.

Культурное воздействие медиа Последние исследования масс медиа и социальных изменений также признают сильное культурное воздействие медиа. В них утверждается: полное проникновение электронных медиа в повседневность человека фундаментально изменило социальный опыт, размыло границы между социальными пространствами, типичными в прошлые времена. Человеческий опыт был сегментирован ролью и социальной ситуацией и резко разделен между частной (за кулисами) и общественной (на сцене) сферами. Сегментация происходила по возрасту, полу и социальному статусу, и «стены» между разными зонами опыта стали высокими. Телевидение появилось и продемонстрировало опыт в шоу без каких либо ограничений. Пропали многие секреты – о сексе, смерти, власти.

Лекция №7: «КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ

Кребер, Клакхон

Обзор определений культуры дали американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон (Kraeber A., Kluckhohn C. Culture. Critical Review of Concepts & Definitions. N.Y., 1964).

Авторы отмечают, что для современной американской мысли категория "культуры" столь же фундаментальна, как "эволюция" в биологии, и приводят 164 определения культуры. Эти определения они делят на ряд групп (описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические).

Минюшев Ф.И.

Ф.И.Минюшев: «культура – это ценностно-отобранный и символико-семантический организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем».

Достоинства данного определения – культура это позитивный опыт человечества (нет проблемы соотношений культуры и цивилизации, больше соответствует обыденному представлению).

Джон Фиске

Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный и неизменный процесс производства смыслов для и из социального опыта». John Fiske Television culture. 1987

Культура и культурная деятельность

Культура = культурное наследие + культурная деятель­ность.

Культурная деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + массовая коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование(освоение) этих ценностей.

Массовая коммуникация – трансляция культурных ценностей (смыслов)

БРИТАНСКАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Бирмингенский центр культурных исследований

Основан в 1964 году. Руководители: Ричард Хоггарт, Реймонд Уильямс и Стюарт Холл.

Британская школа в очень значительной степени подвержена идеям марксизма и вообще была тесно связана с левыми движениями, с анализом культуры рабочего класса и т.п. в противовес исследованиям культуры элитарной.



Книга Хогарта «Выгоды образованности» (1957) вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для культурных исследований.

История

В 50-х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались влиянием развивающейся массовой культуры в послевоенной Британии, особенно ее влиянием на рабочий класс.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, Ричард Хоггарт создал небольшой аспирантский Центр Современных Культурных Исследований при Бирмингемском Университете.

После ухода Р. Хоггарта в конце 60-х Центр возглавил его коллега, Стюарт Холл. Работа С. Холла и аспирантов Университета, проведенная в 1970-х, завоевала большой авторитет. Она во многом и определяет то, что сегодня называется культурологической теорией.

Кино

Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино и телевидения. Анализ кино, приведенный в журнале «Скрин (Экран)» Британского Института Кино в 70-х годах, утверждал, что способ представления сюжета (методы монтажа, визуальный ряд и т.д.) контролирует и направляет зрителя.

Повествовательная манера кино неуловимо, но властно навязывает свою интерпретацию зрителю, который поставлен в такую ситуацию, что ему приходится воспринимать кино определенным образом.

Телевидение

Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения хотели создать более развернутый анализ устройства телевидения. Они утверждали, что телевидение пытается навязать зрителям предпочтительное толкование, но зрители имеют возможность от него отказаться и выработать свою собственную интерпретацию увиденного и услышанного.

Идеология

Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии . Термин заимствован из марксистских работ. Многое говорилось о значении термина «идеология, но суть можно свести к следующему. В нейтральном смысле, идеология - это последовательный набор общественных ценностей, убеждений и значений (к примеру, католицизм, социализм, вегетарианство). По К. Марксу доминирующая идеология - это важнейшее понятие, касающееся, в частности, ценностей, убеждений и интерпретаций господствующего (правящего) класса. В классическом марксизме анализ доминирующих ценностей проводился в терминах классовых отношений.

Кодирование/декодирование

Наиболее известной работой С.Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в значительной мере изменила методологические основания современной теории коммуникации и которая позволяет понять, как именно Холл предлагает анализировать сложные процессы репрезентации и интерпретации в масс-медиа, а также отношения автора и реципиента.

По его мнению, в реальности процессы коммуникации имеют петлеобразный характер. Производство сообщений, их циркуляция, потребление и затем воспроизводство образуют единый цикл. В связи с этим процессы кодирования и декодирования сообщения должны быть рассмотрены как единое целое, как взаимно друг друга детерминирующие фазы единого процесса.

Схема, предложенная Холлом, включает в себя следующие элементы: техническая инфраструктура - отношения производства - профессиональные навыки и знания - структуры значения № 1 - кодирование - программа как "осмысленный" дискурс - декодирование - структуры значения № 2 ... - .

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТИВАЦИИ

Анненбергская школа

Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому количеству исследований, которые пытались объяснить влияние, прежде всего, телевидения (телевизионного насилия) на население (детей).

Гипотеза культивации была попытка объяснить воздействие телевидения на зрителей

Истоки ее заложили и группа исследователей Анненбергской школы коммуникаций из университета Пенсильвании (профессор Джордж Гербнер), которые проводили длительное и широкомасштабное исследование в течение 80-х годов, чтобы выяснить влияние телевидения на культурные установки и их формирование

 

Возможно, будет полезно почитать: